Литеральные парафазии. Вербальные парафазии. Коррекция и восстановление функций речи

Парафазия – это расстройство речи, характеризуется утратой смысла речи, нарушением ее грамматического строя, неправильным использованием звуков и слов, их искажение. Входит в группу симптомов различного вида афазий.

Афазия – это системное нарушение уже развитой речи из-за локальных поражений головного мозга. Причинами афазий являются нарушения кровообращения головного мозга, травмы, опухоли или инфекционные заболевания головного мозга.

В некоторых источниках встречаются также термины парафразия или баттаризм и используются как синонимичные, но логопедами эти термины разделяются. Парафразия – это нарушения темпа речи, прежде всего. Речь больного поспешна, в словах много ошибок, первоначальный смысл фраз утрачивается при этом и плохо понимается окружающими. В речи сильно нарушается синтаксис.

Больные, заменяя одни слова другими совершенно не осознают своих ошибок речи и не замечают, что их высказывания непонятны окружающим. При парафазии люди могут произносить слова, но употребляют их неправильно. Академиком Бехтеревым это явление описывалось как транскортикальная парафазия . На анатомическом уровне это происходит из-за того, что сигналы ЦНС не доходят до корковых речевых центров, происходит перерыв между проводниками. Вследствие этого утрачивается функция регуляции и контроля речевых проявлений при сохранном корковым моторном центре.

Двигательный речевой центр можно искусственно активизировать при этом. Так как он не может работать только из-за перерыва между проводниками сигналов. То есть если больному подсказать начало слова, он в состоянии будет его продолжить. Это возможно при транскортикальной афазии. При корковой афазии это невозможно. Так как в этом случае поврежден двигательный речевой центр.

Парафазия как патология речи является скорее следствием развития различного вида афазий. А не отдельным нарушением речи. Специалисты обычно разделяют эту патологию на три вида:

  1. Вербальная парафазия рассматривается как употребление неправильных слов.
  2. Литеральная парафазия представляется собой использование в речи неправильных отдельных звуков в словах.
  3. Зеркальная парафазия характеризуется воспроизведением слов в середине справа налево.

Успех борьбы с парафазиями будет зависеть от первичного нарушения (вида афазии) и степени сохранности работы отделов головного мозга, отвечающих за развитие речи и ее отдельные процессы.

Вербальная парафазия . Является частым «спутником» акустико-мнестической афазии. В этом случае больные заменяют слово другим, исходя из контекста общей фразы. Например, словао стул заменится словом стол. Или наоборот. Но выбор слова по контексту диктует необходимость отбора среди близких по нескольким признакам слов, но все же разных по смыслу. Также вербальная парафазия характеризуется нарушением механизма отбора нужных слов.

Пациенты легко заменяют одно слово другим исходя из контекста, но без осознанного выбора среди нескольких слов, подходящих по контексту – например, вместо слова чемодан используют слово шкаф, опираясь только на общие признаки между этими предметами – в них можно складывать вещи, к примеру. Или «Ребятенок (теленок) бегал вокруг коровы и не подчинялся пастуху» (из учебника по логопедии). Сама по себе вербальная парафазия не является отдельным нарушением и не проявляется отдельно в чистом виде. Больные неправильно употребляют местоимения, существительные, глаголы.

Литеральная парафазия . Больше свойственна для сенсорной афазии и моторной афазии. Больные заменяют отдельные буквы в словах на другие, иногда схожие по звучанию (б на п, з на с и т.д.), либо похожие по способу произношения (н на л). Возможны пропуски звуков, добавление новых. Нарушения наблюдаются при письменной и устной речи, повторении слов по инструкции. Например, голос – колос, голс, холос и т.д. Э.С. Бейн считал, что литеральная парафазия является симптомом начального этапа восстановления.

Зеркальная парафазия . В данном случае слово дробится на три части – первая и последняя произносятся правильно, а средняя справа налево. Иногда зеркальность проявляется в начале слова (пакет – капет). Больной часто даже такие свои слова читает правильно и никак не может понять в чем его ошибка.

Общая картина парафазий

Речь больных отличается неразборчивостью. Они быстро говорят, но в процессе говорения пропускают слова, в словах звуки и т.д. Рассказ длиною в десять предложений они укоротят до 4-5. Объем кратковременной памяти часто снижен – из 10 предъявленных слова воспроизводят 3-4, хотя нормой считается 7, некоторые люди могут запомнить больше слов после первого предъявления. Пациенты страдают от серьезных нарушений дикции, дыхание у них часто сбивается. Бывает, что повторяют услышанные слова или фразы. Больному с большим трудом удается подбирать для выражения своих мыслей слова, выстраивать фразы и предложения. Темп речи нарушен. Скорость говорения растет, а качество воспроизведенной речи ухудшается.

Парафазии редко бывают в чистом виде, чаще у больного их несколько форм, с различной степенью выраженности. В легких формах парафазия форму фраз искажает в меньшей степени, чем общий смысл высказываний. Плохо контролируются физические процессы звукопроизношения. Концентрация внимания снижена, из-за этого человеку плохо удается выстраивать синтаксически правильные предложения. Иногда праворукие больные начинают вдруг писать левой рукой, делая это спонтанно и неосознанно, сделать это осознанно они отказываются и не понимают зачем это делать.

Возникновение парафазии и ее характер выражения, особенности построения речи зависят напрямую от ситуации, в которой находится человек и от общего смысла слова, какой вкладывает в него больной. Например, если он находится в комнате, где есть провода, он может воспользоваться словом «кабель», вместо провода. Больные затрачивают много усилий на построение своей речи, они часто слишком внимательно прислушиваются к высказываниям окружающих и пытаются говорить сами правильно. При моторной афазии парафазии больных обычно устойчивы, повторяются многократно. При сенсорной наоборот, одно слова может произноситься в различных вариациях. Механизм парафазий изучается в зависимости от ситуации и нахождения в ней больного. Сложные фразы плохо поддаются больным, они их стремятся укоротить и упростить. Спонтанная речь парафазикам удается лучше, чем целенаправленные ответы на вопросы.

Лечение парафазий

Для начала необходимо понять причину возникновения парафазии, чтобы с учетом этого выстраивать коррекционную работу. Важна первичная индивидуальная диагностика речи больного. В ходе нее выясняется глубина нарушений, особенности речи, основные трудности в речи. При работе нужно создать спокойную обстановку, больные с парафазией очень беспокойные. Важно бороться с их торопливостью в речи, так как из-за нее качество речи существенно снижается. Деление парафазий на литеральные и вербальные чисто условно, зачастую у больного в речи наблюдаются оба вида, переплетаясь в одной фразе.

Работа по восстановлению речи в логопедии выстраивается на основе сохранных функций речи. Нарушенные функции восстанавливают постепенно. Иногда после значительного прогресса можно наблюдать видимое ухудшение – больной начинает почему переставлять буквы в слове, при этом свое состояние описывают как спутанное, стремятся сделать быстро и правильно, но даже сами пациенты сами рассказывают, как в их голове происходит смешение и перестановка букв.

Постепенно преодолевается вербальная парафазия путем записи логопедом слов, проговариваемых больным неправильно, тщательно изучается механизм построений парафазий. Потом эти слова многократно повторяются при помощи специальных упражнений. Обсуждаются отдельные слова, группы слов по категориям, их признаки и т.д. Важно восстановление письменной речи через построение небольших рассказов по сюжетным картинкам.

Звуко-буквенный анализ слов важен при работе по восстановлению чтения и последующей отработки правильного произношения путем многократного произношения слов. Так преодолевается литеральная парафазия и тренируется слуховая, зрительная память, фонематический слух. В любом случае, работа и подбор логопедических методик зависит от индивидуальных нарушений больного.

Парафазия

(от греч. para - возле, около, phasis - речь) - замена требуемых звуков (букв) речи или слов на другие; неправильное употребление отдельных звуков (букв) или слов устной и письменной речи. Различают два вида П.: литеральную и вербальную . При локальных поражениях речевых зон коры левого полушария мозга (у правшей) П. представляет собой проявления различных форм афазии . Литеральная П. выражается в виде ошибочной замены отдельных звуков (или слогов) в словах, в основе которых лежат сенсорные или моторные нарушения речи. Вербальная П. характеризуется заменой одних слов другими, близкими по смыслу (см. ). Литеральные и вербальные П. у детей наблюдаются при алалии и представляют собой проявление общего речевого недоразвития.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Парафазия

Нарушение речевого высказывания, проявляемое в замене требуемых звуков (букв) речи или слов на другие или же в неправильном употреблении отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи.

Различаются два вида парафазии:

1 ) парафазия литеральная - ошибочная замена отдельных звуков или слогов в словах; в ее основе лежат сенсорные или моторные нарушения речевые;

2 ) парафазия вербальная - замена одних слов другими, близкими по смыслу, что обусловлено мнестическими или семантическими нарушениями речи; может проявляться и как соединение отдельных элементов разных слов в одно (см. ).


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Парафазия Этимология.

Происходит от греч. para - возле, около + phasis - речь.

Категория.

Клиническое нарушение.

Специфика.

Нарушение устной и письменной речи, проявляющееся в замене требуемых звуков (букв) речи или слов на другие, в неправильном употребление отдельных звуков (букв) или слов речи.

Виды:

Литеральная парафазия,

Вербальная парафазия.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПАРАФАЗИЯ

(от греч. para - возле, около + phasis - речь) - замена требуемых звуков (букв) речи или слов на др.; неправильное употребление отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи. Различают 2 вида П.: литеральную и вербальную. При локальных поражениях речевых зон коры левого полушария (у правшей) П. представляют собой проявления различных форм афазии . Литеральная П. выражается в виде ошибочной замены отдельных звуков (или слогов) в словах, в основе которой лежат сенсорные или моторные нарушения речи (см. ). Вербальная П. характеризуется заменой одних слов др., близкими по смыслу (см. ), обусловленной мнестическими или семантическими нарушениями речи. Эта форма П. может проявляться и как соединение отдельных элементов разных слов в одно (см. ).

Литеральные и вербальные П. у детей наблюдаются при алалии и представляют собой проявление общего речевого недоразвития. См. . (Т. В. Ахутина.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "парафазия" в других словарях:

    парафазия - парафазия … Орфографический словарь-справочник

    ПАРАФАЗИЯ - [нем. Paraphasie Словарь иностранных слов русского языка

Вербальные парафазии

Темп речи

Произношение речевых звуков

Называние

Называние практически отсутствует, подсказка
и контекст почти не помогают 3

Возможно называние ограниченного числа ре-
альных объектов, их изображений и действий.
Подсказка помогает не всегда, длительные поиски
слова, искажения, литеральные парафазии 2

Называние предметов и действий возможно, от-
мечается поиск первых букв слова, подсказка по-
могает, увеличение времени припоминания слов.
Затруднения при назывании более редко употреб-
ляемых объектов и действий 1

Называние практически сохранено О

Отсутствие звуковой продукции. Невозможность про-
изношения изолированных артикулем даже сопряженно 3

Грубые артикуляторные искажения в процессе
речи, затрудняющие ее понимание. Деформация
в произношении изолированных артикулем 2


Деформация отдельных артикулем, нередко

придающая речи «иностранный» акцент 1

Нарушения отсутствуют О

9. Усилия, напряжение в речи, запинания,
дезавтоматизация речи

Грубое напряжение всего речевого аппарата.
Слова произносятся замедленно, с усилием. По-
вышается в момент речи тонус лицевой, шейной
мускулатуры, языка и губ 3

Умеренное напряжение мышц. В речи отмеча-
ются усилия, запинания 2

Нарушения отсутствуют О

Чрезмерное убыстрение речи, безостановочный,
трудно тормозимый поток речи; речь медленная,
частые и длительные паузы 3

Склонность к многоречивости в речевом об-
щении, речь больного трудно ограничить рамками
высказывания. Речь замедленная 2

Склонность к логорее-ускоренности (замедленно-
сти) выявляется только в процессе развернутой бе-
седы 1

Нарушения отсутствуют О

11. Просодии (интонация, ритм высказывания,
ударение, мелодика речи)

Речь монотонна, нарушены ритм высказывания
и мелодика русской речи. Невозможно выделение
отдельных ее эмоциональных категории (удивле-
ние, радость, грусть, обида, требование и пр.) 3

Интонация в речи имеется, но не соответствует
смыслу высказывания, отмечается неправильная
расстановка акцента в предложений 2

Те же нарушения, но слабо выраженные 1

Нарушения отсутствуют О

Преобладание в речи вербальных парафазии,

относящихся к разным понятийным группам, к

Вербальные парафазии отражают существенным
признак данной ситуации; часто вербальные за-
мены относятся к одной понятийной группе 2
Вербальные парафазии редки 1
Отсутствуют О



Преобладание грубых нестандартных литераль-
ных парафазии 3

Литеральные парафазии (стандартные и нестан-
дартные), для которых характерны замены одних
звуков другими, перестановки звуков внутри слова,
пропуски звуков, добавление лишних звуков.
Встречаются при назывании, повторении и в спон-
танной речи 2

Те же признаки, но слабо выраженные 1

Отсутствуют О

14. Понимание ситуативной речи и словесных
значении

Полная или почти полная невозможность пони-
мания ситуативной речи, простых команд и жестов 3

Нарушение понимания ситуативной речи, глав-
ным образом, по отношению к малозначимым
для больного темам и нарушение понимания ча-
сти простых команд, в особенности при переходе
на новое задание 2

Затруднение понимания ситуативной речи и про-
стых команд выступает только в особых условиях:
при быстрой речи, отвлечении внимания больного 1

Нарушения Отсутствуют О

Вербальная парафазия - болезненное явление, чаще всего встречающееся при акустико - мнестической афазии - . Характеризуется заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно ассоциативное поле (например, вместо слова стол употребляется слово стул).

  • - Этимология. Происходит от лат. littera - буква и греч. para - возле, около + phasis - речь. Категория. Нейропсихологическое нарушение. Специфика...
  • - Вербальная парафазия - болезненное явление, чаще всего встречающееся при акустико - мнестической афазии - . Характеризуется заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно ассоциативное поле...

    Психологический словарь

  • - Литеральная парафазия - замена звука или буквы в слове на другие, возникающая при афазии - и проявляющаяся как в устной речи, так и в письменной...

    Психологический словарь

  • - нарушение устной и письменной речи, проявляющееся в замене требуемых звуков речи или слов на другие, в неправильном употребление отдельных звуков или слов речи. Выделяют литеральную, вербальную парафазии...

    Психологический словарь

  • - Искажение отдельных элементов речи – замены слов в устной речи другими, близкими по смыслу или звучанию и пропуски, замены, перестановка отдельных звуков в словах, приводящие к их искажению...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - искажение отдельных элементов речи при афазии...

    Большой медицинский словарь

  • - П., проявляющаяся заменой слов другими, обычно близкими по звуковой характеристике...

    Большой медицинский словарь

  • - замена требуемых звуков речи или слов на другие; неправильное употребление отдельных звуков или слов устной и письменной речи. Различают два вида П.: литеральную и вербальную...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - болезненное явление, чаще всего встречаемое при афазии акустико-мнестической. Характерно заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно поле ассоциативное...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - см. Расстройство...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - парафаз"...

    Русский орфографический словарь

  • - одна из форм нарушения речи - перепутывание слов, слогов, букв в слове, слов в предложении...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 нарушение...

    Словарь синонимов

  • - Форма афазии: перестановка или замена в устной речи букв или слогов слова, слов в предложении, а тж. соскальзывание в сторону родственных обозначений; развивается при поражении речевых зон головного мозга...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"Вербальная Парафазия" в книгах

10.4. Вербальная коммуникация

автора

10.4. Вербальная коммуникация

Из книги Поведение: эволюционный подход автора Курчанов Николай Анатольевич

10.4. Вербальная коммуникация Если гортань животных не приспособлена для произнесения звуков человеческой речи, то это не значит, что нельзя использовать другие языки коммуникации. Такими языками коммуникации и стали языки-посредники, наиболее известные из которых –

Встречи и вербальная коммуникация

Из книги Менеджерами не рождаются. Непростые уроки достижения реальных результатов автора Свайтек Фрэнк

Встречи и вербальная коммуникация Вполне конкретная проблема, с которой сталкиваются многие менеджеры, состоит в неспособности четко и исчерпывающе выражать свои идеи в ходе ежедневных встреч. У подобных мероприятий может быть множество разновидностей, но чаще

1. Вербальная вовлеченность

Из книги Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса автора Мердок Мэттью

1. Вербальная вовлеченность В виртуальном классе отслеживать невербальные проявления обучающихся невозможно, но вы можете обеспечивать их вербальную вовлеченность. Если мы выкрикнем: «Марко!», какой будет ваша реакция? Если вы родились в США или в большинстве других

Вербальная и невербальная информация

Из книги Секрет целительства Рэйки автора Адмони Мириам

Вербальная и невербальная информация Знания, которые получают ученики на семинарах Рэйки, складываются из двух уровней – вербального и невербального. Второй уровень – это основа учения Рэйки, передаваемая при настройках. Конечно, никаких письменных материалов

Ментально-вербальная магия

Из книги Эниология автора Рогожкин Виктор Юрьевич

Ментально-вербальная магия В отличие от ментальной магии, где работа осуществляется только силой мысли, в ментально-вербальной магии мыслеобраз обязательно подкрепляется и фиксируется словом. В данном случае слово является «ключом» для входа в информационные поля и

Вербальная магия

Из книги Многомерная модель человека. Энергоинформационные причины возникновения заболеваний автора Пейчев Николай

Вербальная магия Вербальная магия – это мыслеформы, помещенные в звуковые коды, т.?е. наши слова. Каждая буква и каждое слово имеет свой информационный код, свою силу и выход в информационные поля.Все, о чем мы подумаем, скажем, кому что-то пожелаем, обязательно

1. Вербальная цитата

Из книги Способы создания миров автора Автор неизвестен

Вербальная и визуальная информация

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Вербальная и визуальная информация Прежде чем браться за транскрибирование, необходимо уяснить, что при механическом переводе устной речи в графическую форму исследователь не может записать словами больше, чем он услышал, однако то, что он увидел в жестах или заметил в

Вербальная нота

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Вербальная нота ВЕРБАЛЬНАЯ НОТА (лат. verbalis - словесный; в дипломатическом обиходе означает бумагу, которая должна быть принята во внимание) - наиболее распространенная в современной дипломатической практике форма дипломатической переписки и дипломатических актов,

Вербальная нота

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Вербальная коммуникация

Из книги Ключи к партнеру. Искусство и техники продаж автора Асеев Алексей

Вербальная коммуникация Прямая речь, которую мы слышим от других людей, обычно усваивается нами не более чем на 15–20 %. Конечно, вербальная коммуникация необходима при любой продаже, но ее эффективность не стоит переоценивать. Недавно я разговаривал с коллегой – мы

Вербальная коммуникация

Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев Анатолий

Вербальная коммуникация В качестве знаковой системы в вербальной коммуникации выступает человеческая речь, т. е. естественный звуковой язык.Система фонетических знаков языка строится на основе лексики и синтаксиса. Лексика – это совокупность слов, входящих в состав

Вербальная суггестия

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Вербальная суггестия Психолингвистика речевого воздействия составляет основную часть научной проблематики социально ориентированного общения. Не вызывает сомнения постулат, что это воздействие есть преднамеренная (или не преднамеренная) перестройка смысловой сферы

Вербальная память

Из книги Память и мышление автора Блонский Павел Петрович

Вербальная память 1. Предварительные критические замечания. Со времени Эббинтауза принято требовать, чтобы при экспериментальном изучении памяти материал, подлежащий заучиванию, был таким, по отношению к которому все испытуемые находились бы в равных условиях. Таковы,

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх