Тех кто хочет успеть. Лучший совет для тех, кто хочет всё успевать. На какие вопросы отвечает эта книга

Фридрих Ницше – выдающийся немецкий мыслитель, поэт, создатель собственного учения, провозглашающего новое отношение к существующим нормам морали и культуры. Его труды уже почти полтора столетия не перестают будоражить умы людей. Но понимание любой философии сложно без понимания судьбы самого философа. В этом издании вы найдете тот «расширенный минимум», который позволит вам иметь достаточное представление об учении великого мыслителя, его жизни и творчестве.

Из серии: Энциклопедия быстрых знаний

* * *

компанией ЛитРес .

От Вагнера до рояля в больнице: «музыкальная дорожка» Фридриха Ницше

Без музыки жизнь была бы заблуждением.

Фридрих Ницше «Сумерки идолов»

Для большинства неспециалистов имя Ницше прежде всего ассоциируется с его философскими воззрениями – именно как философ он главным образом и остался в истории. Это неудивительно, ведь именно философия по сути и была делом всей его жизни. Если здесь допустимы семейные аналогии, то философия была «супругой» Ницше. Но была у него и «возлюбленная», притом появившаяся раньше «супруги» и не оставившая его до самой смерти. Это, конечно же, музыка. Ее роль в жизни Фридриха Ницше столь заметна и значительна, что имеет смысл проследить и описать ее отдельно.

Ранняя музыкальность

Первоначальное приобщение к музыке у маленького Фрица было вполне заурядным. Как чтению, письму и Закону Божьему, музыке его начали учить дома. При этих словах у многих, вероятно, возникнет образ измученного ребенка, принужденного часами просиживать за ненавистным инструментом. Но к Ницше этот стереотип не имеет никакого отношения. Природные музыкальные способности у мальчика проявились довольно рано, и овладение навыками игры на фортепиано не стало для него пыткой.


Роберт Шуман (1810–1856) – великий немецкий композитор романтического направления, музыкальный педагог и критик, сторонник обновления в музыке


Когда семья Ницше перебралась в Наумбург, Фриц, бывая в гостях у друзей своей бабушки, частенько оказывался там на домашних выступлениях различных музыкантов, приезжавших на гастроли. Это немало способствовало развитию его врожденной наклонности к музыке.

«Ваша любовь к жизни да будет любовью к вашей высшей надежде – а этой высшей надеждой пусть будет высшая мысль о жизни!»

(«Так говорил Заратустра»)

В десятилетнем возрасте случилось, если можно так сказать, глубокое проникновение музыки в душу юного Фрица. На него произвело ярчайшее впечатление выступление церковного хора в Наумбурге, ставшее толчком не просто к обучению, но и к сочинению музыки. Вот как сам Ницше описывал это в своей юношеской биографии «Из моей жизни»: «Я пошел в день Вознесения в городскую церковь и услышал там величественный хор из „Мессии": Аллилуйя! Он как бы заставлял меня присоединить к нему голос; мне казалось, что это была ликующая песнь ангелов, под звуки которой Иисус Христос возносится на небо. Я немедленно принял серьезное решение сочинить нечто подобное. Тотчас же после церкви я приступил к делу и по-детски радовался каждому новому аккорду, звучавшему из-под моих рук. Не прекращая этих занятий в течение долгих лет, я приобрел очень многое и научился, благодаря изучению сочетания тонов, лучше играть с листа».


Рихард Вагнер (1813–1883) – великий немецкий композитор, теоретик искусства и музыкальный новатор, автор ряда опер


Первое творчество

Склонность к сочинительству причудливым образом переплелась с растущим интересом к музыке. В одном из первых, еще подростковых произведений (сочинении на вольную тему в Пфорте) темой стала музыка. Оно так и называлось – «О музыке». Там были такие строки: «Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь… Ее главное назначение в том, что она направляет наши мысли к высшему, возвышает нас, даже потрясает… Всех людей, презирающих ее, необходимо рассматривать как бездарных, животноподобных созданий. Да пребудет всегда этот дивный дар Божий спутником на моем жизненном пути!»

Последние слова без преувеличения можно счесть пророческими – в жизни Ницше всегда было место музыке.

Музыкальное новаторство Вагнера не только Ницше объяснял отсутствием классических навыков. Дело в том, что как композитор Вагнер – почти самоучка

Современники отмечали, что Фридрих также имел неплохие вокальные данные, хотя сколько-нибудь заметного развития они не получили. Самым примечательным в этом плане можно полагать выступление в составе Боннского хора на фестивале в Кёльне в 1865 году. Правда, в этом коллективе Ницше вряд ли был хоть чем-то заметен, ибо хор насчитывал примерно шестьсот человек – совершенно труднопредставимое количество участников.

«Я призываю вас не к работе, а к борьбе. Я призываю вас не к миру, а к победе. Да будет труд ваш борьбой и мир ваш победою!»

(«Так говорил Заратустра»)

До начала 1860-х годов любимым композитором Ницше можно, пожалуй, назвать Шумана. В первых (естественно, полуподражательных) музыкальных сочинениях Фридриха больше всего проявилось влияние именно этого мастера. Но в дружеском юношеском объединении «Германия», участником которого был в те годы Ницше, по подписке распространялся музыкальный журнал, где активно рекламировалась «новая музыка», в первую очередь в лице Рихарда Вагнера. Густав Круг, товарищ Ницше по этому объединению, был большим поклонником творчества Вагнера и настойчиво старался приобщить окружающих, в том числе и Фрица, к его музыке. Приобретя фортепианную партитуру оперы «Тристан и Изольда», выпущенную известным дирижером и концертмейстером Гансом фон Бюловом, Круг нередко играл фрагменты из нее, а Ницше подсаживался к инструменту – да так и «подсел» на Вагнера. Это происходило постепенно, но неуклонно – музыка Вагнера была сколь необычной и сложной, столь и завораживающей.

Окончательно любовь к Вагнеру сформировалась у Ницше ко второй половине 1860-х годов. Удивительно (и даже неправдоподобно), что можно назвать конкретную дату, когда это произошло. После собственного исполнения фрагментов из произведений Вагнера «с весьма смешанным чувством» (как писал сам Ницше) 28 октября 1868 года, слушая увертюру к «Нюрнбергским мейстерзингерам», он пришел к новому, восхищенному ощущению, о чем поспешил написать другу Эрвину Роде: «Мне представляется, невозможно сохранять критически холодный ум, когда дело касается этой музыки. Во мне трепещет каждая клеточка, каждый нерв, я никогда не испытывал такого продолжительного чувства восторга, какой испытал, слушая последнюю увертюру».

Ганс фон Бюлов (1830–1894) – немецкий дирижер, композитор и пианист, концертмейстер Королевского театра


А несколько дней спустя судьба свела Ницше с его новым кумиром. Жена преподавателя Ницше Ф. Ричля, уже знавшая о трепетном отношении любимого студента мужа к Вагнеру и входившая в близкий круг общения композитора, рассказала ему о Ницше, и он захотел увидеть своего почитателя. У Вагнера тогда были личные причины избегать общества, и записка с приглашением Ницше сопровождалась обязательным требованием неразглашения и прочими атрибутами секретности.

Ситуация представляется почти невероятной: известный композитор – и какой-то, пусть и одаренный, студент! – если не знать подтверждаемого многими современниками (и позже – биографами) композитора мнения о личности самого Вагнера. Он был далеко не лишен честолюбия, даже тщеславия, и старался не упускать новых поклонников, откровенно наслаждаясь их обожанием.

«Чтобы жить в одиночестве, надо быть животным или богом, говорит Аристотель. Не хватает третьего случая: надо быть и тем, и другим – философом»

(«Сумерки идолов»)

Проницательный и высоко ценивший себя Ницше не мог не почувствовать этого отношения. Но ни при первой их встрече в лейпцигском «Театральном кафе» (по другим сведениям – в доме востоковеда Г. Брокгауза, мужа сестры Вагнера), ни после, уже став частым гостем Вагнера, Ницше не противился такому положению вещей, и вовсе не из-за разницы в возрасте в три десятка лет. Самолюбие и гордыня Ницше не восставали против взгляда на него «с Олимпа», ибо основой этой дружбы была муза одного и любовь другого – музыка.

Почтительный гордец

Удивительно, но гордый одиночка и ниспровергатель устоев общества Ницше оказался способен на роль, никак не вяжущуюся с этими его качествами. (Косвенно это еще раз подтверждает глубину страсти к музыке и ее серьезное значение для Ницше.)

Возможно, Ницше решил перебраться в Базель для занятий уже мало привлекавшей его филологией не в последнюю очередь благодаря тому, что совсем неподалеку, на Люцернском озере в немецкой Швейцарии, располагалось местечко Трибшен, где тогда поселился Вагнер. Поездки туда надолго стали отдушиной для Ницше от опостылевшей работы и рутинной жизни.

КЁЛЬН

Один из крупнейших городов Германии, расположенный в земле Северный Рейн – Вестфалия. Основан около 50 г. н. э. Кёльнский собор – известная площадка для исполнения духовной музыки

О Вагнере в тот период Ницше много писал друзьям и знакомым. Отчетливо ощущается тепло и уважение, с которым он относился к великому композитору: «До и после ужина Вагнер играл на фортепиано и включил все ключевые фрагменты из „Мейстерзингеров", имитируя все вокальные партии с постоянно нарастающей энергией. Он удивительно живой, подвижный человек, говорит очень быстро, очень остроумен и делает частные собрания такого рода очень веселыми. Между делом мы довольно долго беседовали с ним о Шопенгауэре; и можешь себе представить, как отрадно мне было слышать, с какой неподдельной теплотой он отзывался о нем, говоря, что многим обязан ему и что это единственный философ, понимающий природу музыки… Потом он прочел кусок из автобиографии, над которой работал, – одну ужасно забавную сцену из его студенческих дней в Лейпциге, вспоминая о которой я до сих пор не могу удержаться от смеха… В конце вечера, когда мы оба уже собирались уходить, он очень тепло пожал мне руку и от души пригласил навестить его, чтобы поиграть музыку и потолковать о философии».

ОЛИМП

В древнегреческой мифологии: гора – обиталище богов. В переносном смысле олимп – вершина достижений

Никто не навсегда

Как вы, наверное, успели заметить, в жизни Ницше ничто не было неизменным (кроме, пожалуй, музыки) – и в конце концов между почитателем и кумиром все же произошел разрыв. Причина его, правда, была далека от музыки, но когда разрыв назрел, дало о себе знать и то, что человек такого интеллектуального масштаба не мог бесконечно оставаться в неравном положении «слуги величия» Вагнера, не терпевшего критического отношения к себе. И тут от Ницше досталось уже и музыке былого кумира – ее обаяние прошло, обернувшись своей противоположностью.

«Возносите сердца ваши, братья мои, выше, все выше! И не забывайте также и ног! Возносите также и ноги ваши, вы, хорошие танцоры, а еще лучше – стойте на голове!»

(«Так говорил Заратустра»)

Проявилась и ревность Ницше к почитанию Вагнера на родине, в Германии, где философа почти не ценили, в отличие от некоторых других стран, например Дании, где о его творчестве даже читали лекции.

Герман Брокгауз (1806–1877) – крупный немецкий востоковед и энциклопедист, муж сестры Р. Вагнера. Сын издателя Ф. А. Брокгауза, известного в России по «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона»

Ницше выступил с уничтожающим памфлетом «Казус Вагнер», где среди прочего были и такие слова: «Вагнер – художник декаданса… Я далек оттого, чтобы безмятежно созерцать, как этот декадент портит нам здоровье – и к тому же музыку! Человек ли вообще Вагнер? Не болезнь ли он скорее? Он делает больным все, к чему прикасается, – он сделал больною музыку».

«Мой способ возмездия состоит в том, чтобы как можно скорее послать вслед глупости что-нибудь умное: таким образом, пожалуй, можно еще догнать ее»

(«Сумерки идолов»)

Музыкальное новаторство Вагнера Ницше объяснил просто неумением писать классически – убийственно несправедливый удар! Позднее, в письме фон Бюлову, обидевшись на нежелание последнего поставить в Берлине оперу друга и издателя Ницше П. Гаста «Венецианские львы», Ницше писал: «В своей жизни Вы разочаровывались почти в каждом; немало несчастий, в том числе и в моей жизни, идет отсюда… Наконец, Вы осмелились встать между Вагнером и Ницше! Когда я пишу это, мне стыдно ставить свое имя в таком соседстве. Итак, Вы даже не поняли, с каким отвращением я 10 лет назад отвернулся от Вагнера… Разве Вы не заметили, что я более 10 лет являюсь голосом совести для немецкой музыки, что я постоянно насаждал честность, истинный вкус, глубочайшую ненависть к отвратительной сексуальности вагнеровской музыки? Вы не поняли ни единого моего слова; ничто не поможет в этом, и мы должны внести ясность в наши отношения – в этом смысле „Казус Вагнер" для меня счастливый казус».

«Дорого искупается – быть бессмертным: за это умираешь не раз живьем»

(«Сумерки идолов»)

На этом дружба великих, естественно, закончилась. Но музыка осталась.

ПАМЯТЬ ТЕЛА

Это явление широко известно: ранее приобретенные физические навыки очень часто сохраняются даже при отсутствии практики и умственных расстройствах

«Один идет к ближнему, потому что он ищет себя, а другой – потому что он хотел бы потерять себя»

(«Так говорил Заратустра»)

Последний аккорд

К концу 1888 года Ницше отверг отношения с очень многими прежними друзьями. Болезнь и помешательство в начале следующего года удивительным образом практически не сказались на музыкальных увлечениях Ницше.

Рояль в психиатрической клинике не был просто элементом интерьера, а служил, видимо, инструментом музыкотерапии. Первые опыты в этой области известны еще с XII в. В XIX в. французский психиатр Жан Эскироль возобновил эти эксперименты, но расцвет метода пришелся на XX в.

Приехавший в психиатрическую больницу забирать Ницше его товарищ Ф. Овербек застал больного за роялем. Больничный доктор говорил матери Ницше, что просветление рассудка у того наступало, лишь когда он играл на рояле, стоявшем в общей комнате. Пациенты и персонал имели уникальную возможность слушать музыку – единственную не пораженную недугом часть его личности.

«Правдивым называю я того, кто идет в пустыни, где нет богов, и разбивает свое сердце, готовое поклониться»

(«Так говорил Заратустра»)

Что это было? Действительные просветления от давно известных целебных свойств музыки? Или проявления того, о чем говорят «руки помнят»? Трудно сказать. Но Ницше и музыка остались верны друг другу до конца. Последний раз Фридрих Ницше музицировал за несколько дней до смерти.


Ницше – студент-теолог (1864)


Фридрих Ричль (1806–1876) – филолог, преподаватель Ницше в Боннском и Лейпцигском университетах


Рихард Вагнер (1813–1883) – немецкий композитор, кумир Ницше в музыке и его друг (фото 1871 г.)


Фридрих Гёльдерлин (1770–1843) – немецкий поэт, оказавший значительное влияние на творчество Ницше

Карл Людвиг и Франциска Ницше, родители Фридриха


Фридрих Ницше (худ. Ганс Ольде, 1889)


* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ницше. Для тех, кто хочет все успеть. Афоризмы, метафоры, цитаты (Э. Л. Сирота, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром -

Как всё успевать? Никак!

Да, вы не ошиблись, никак вы не сможете успеть всё. Сегодня мир убеждает нас в том, что ограничений не существует. Реклама советует брать от жизни всё, извлекать из момента максимум и верить в то, что невозможное возможно. И в каждой отдельно взятой идее есть определённый смысл, но всё вместе это превращается в наглую ложь!

Мы ограничены временем, физиологическими потребностями, генетикой, экономическими и политическими условиями и прочим. Игнорировать всё это глупо и даже опасно, ведь обратная сторона вечного напряжения и жизни на максимуме - , ни больше ни меньше.

Поэтому в противовес заявлениям о всемогуществе человека поговорим сегодня о двух бесспорных ограничениях.

Время

Недавно одна клиентка жаловалась на то, что она ничего не успевает на работе, ей приходится задерживаться минимум на пару часов, а очень хочется уходить вовремя, ведь дома ждут муж и ребёнок. Соответственно, клиентка просит научить её «правильному тайм-менеджменту».

Обсуждаем, что входит в обязанности, из чего складывается обычный рабочий день. Узнаю, что в её обязанности входит: проведение обучения, оценка персонала, разработка нового проекта по внедрению вебинаров в сеть (около 70 магазинов), организация корпоративной жизни. Расписание дня:

  • 9:00–9:30 - собрание с руководством;
  • 11:00–17:00 - каждодневный тренинг с персоналом (плюс подготовка до и после по 30 минут).

Всё, стоп! Этого достаточно, чтобы понять: проблема не в тайм-менеджменте, а в том, что собрание и тренинг занимают 90% рабочего времени! Это очень наглядный пример ошибки, которую мы часто совершаем.

В сутках - 24 часа, в каждом часе - 60 минут, в каждой минуте - 60 секунд. Всё. День закончился. Мы не в силах растянуть время!

Физиологические потребности

nesharm/Depositphotos.com

Первый уровень потребностей человека по пирамиде Маслоу - физиологические (сон, вода, еда, воздух). Что это значит в рамках нашей темы? Энергия, которую мы получаем, чтобы впоследствии её потратить.

При каждом нашем движении затрачивается определённая энергия. Её количеством мы и ограничены. Если энергии не хватает, когда мы не выспались и перегружены, то наш организм предпочтёт не выполнять очередную задачу, а просто потупить (читай «сохранить энергию»), например, бесцельно путешествуя по социальным сетям.

Основная трудность в том, что измерить уровень энергии сложно, тем более что организм каждого человека функционирует по-своему. Кому-то достаточно пяти часов сна в день для восстановления, а кто-то чувствует себя хорошо только при полноценном восьмичасовом отдыхе. Людям с нужно на порядок больше калорий в день, чтобы ощущать бодрость.

Так что тут нет универсальных рецептов, только распространённые рекомендации:

  • больше двигаться;
  • ложиться спать в 22:00;
  • делать массаж;
  • заниматься дыхательными практиками;
  • гулять на свежем воздухе.

И каждый из этих пунктов нужно проверять на себе отдельно, пытаясь понять, что реально даёт вам энергию и чувство удовлетворения, а что нет.

Как научиться учитывать ограничения

Время

Теперь, попугав вас немного тем, что наше время и силы ограничены, я предлагаю провести эксперимент. В течение недели вам необходимо вести дневник с описанием повседневных дел и указанием, что даёт и что забирает у вас энергию. Например, в такой форме:

Это поможет вам понять, какой ресурс времени и энергии есть для тех дел, которые вы запланировали.

Далее выполните следующее упражнение. Возьмите лист бумаги и напишите все дела, которые вы хотели бы переделать. Напротив каждого пункта укажите время, необходимое на его выполнение. Но не по принципу «Если сильно захочу, то сделаю это за… минут / часов», а по принципу «При средней скорости в спокойном состоянии я сделаю это за… минут / часов».

Посчитайте, сколько времени у вас должно уйти на выполнение всех этих дел.

Ответьте себе на вопрос: у вас есть это время? Внимательно посмотрите на своё расписание на прошлой неделе и вспомните, что при распределении дел должно оставаться 30% свободного времени на непредвиденные ситуации.

Если у вас это время есть, то переходите к пункту о физиологических потребностях и энергии.

Если у вас этого времени нет, получается, вы хотите невозможного. А если вы хотите невозможного и корите себя за то, что это невозможное не выполняете, то вы к себе крайне несправедливы. И у вас есть несколько вариантов:

  1. Продолжать мучить себя за то, что не выполняете невыполнимое.
  2. Смириться с тем, что вы не всемогущи, и сделать следующее:
  • расставить делам приоритеты и выполнять сначала «обязательно - вопрос жизни и смерти», затем «крайне желательно, иначе возможны серьёзные последствия» и напоследок «хотелось бы, но в ином случае последствия будут незначительны»;
  • перераспределить дела. Вы уверены, что все эти задачи можете делать исключительно вы? Может, обсудить с начальником перечень ваших главных задач и возможность нанять помощника? Или же кто-то из ваших близких может по дому на себя?

Физиологические потребности и энергия

Один из признаков гармонично текущей энергии - чувство бодрости по утрам. Это значит, что у вас достаточно сил, чтобы прожить новый день. Если вы просыпаетесь с хорошим самочувствием и настроением и у вас есть время в расписании на выполнение своих дел, то я вообще не понимаю, зачем вы читаете эту статью!

В ином случае обращаем внимание на то, что в течение дня даёт вам энергию и что забирает. Если вы весь день крутитесь как белка в колесе, делаете нелюбимую работу, всё хозяйство тянете на себе, у вас нет ни минуты свободного времени и при этом вы ругаете себя за то, что не успеваете сделать что-то ещё, то спешу заметить: вы не бессмертный пони. Так вы загоняете себя в могилу - нужно срочно пересматривать жизненные приоритеты.

Ещё раз посмотрите на свои записи за предыдущую неделю и подумайте:

  • Что даёт вам энергию? Какую ещё деятельность (лишний час сна, массаж, прогулки на свежем воздухе) вы можете добавить в расписание, чтобы получать больше энергии?
  • Что забирает энергию и от чего вы можете отказаться? Впору вспомнить о расстановке приоритетов и перераспределении обязанностей.
  • Как вы можете организовать себя и своих близких, чтобы дающих энергию занятий было больше, а забирающих - меньше?

Ответив на эти вопросы, сделайте следующее:

  • Составьте план действий и помните, что менять всё и сразу сложно, поэтому вносите по одному или паре изменений в неделю.
  • Заручитесь поддержкой близких и отнеситесь к ним с уважением: объясните, почему для вас важны эти изменения, и будьте готовы к тому, что они могут сопротивляться.
  • Награждайте себя даже за маленькие успехи (приятной покупкой исключительно для себя, словами похвалы) и не ругайте за неудачи. Не получилось что-то сделать на этой неделе - не страшно, сделаете на следующей.

Так что, друзья, стремясь переделать все дела, обязательно помните об ограниченности времени и своих возможностях и не верьте популярным веяниям. Вы никак не сможете успеть всё. Но это вовсе не значит, что вы не можете успеть главного!

Чем дольше я живу, тем яснее понимаю, что главное в жизни - это твёрдо знать, чего ты хочешь, и не позволять сбивать тебя с толку тем, кому кажется, что они знают лучше.

Мифология. Для тех, кто хочет все успеть

© ИП Сирота Э. Л. Текст и оформление, 2016

© ООО «Издательство «Эксмо», 2016

На какие вопросы отвечает эта книга?

ЧТО ТАКОЕ МИФОЛОГИЯ?

Мифология – это особая форма сознания общества. Это способ смотреть на мир и воспринимать его так, как современный человек уже не способен. См. главу I

КТО И КОГДА НАЧАЛ ИЗУЧАТЬ МИФЫ?

Первым специализированным научным трудом по мифологии принято считать труд «Основания новой науки» (1725) итальянского философа Джамбаттисты Вико. См. главу II

КАК ДРЕВНИЕ ГРЕКИ ОТНОСИЛИСЬ К КОНЦУ СВЕТА?

Для греков, видевших в природе постоянное повторение смерти и возрождения, окончательной смерти мира не существовало. Сами же люди умирали безвозвратно, сходя в царство Аида. Они точно знали, что их ждет вечное скитание по полям, полным цветущих асфоделей. См. главу III

ОТКУДА ВОЗНИКЛИ ЛЮДИ?

Древние римляне считали, что люди как род ведут свое происхождение от священных деревьев, дубов, и потому каждому божеству-нумина были посвящены рощи, где справлялись обряды и приносились жертвы, да и сами деревья играли очень большую роль в жизни государства. См. главу IV

ВСЕ ЛИ КОНЧАЕТСЯ СМЕРТЬЮ?

В Древнем Египте смерть воспринималась как переход из одного мира в другой, где все будет точно так же, как и в этом, но только жизнь там точно будет вечной. См. главу V

КТО БЫЛ САМЫМ МИРОЛЮБИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ НА ЗЕМЛЕ?

В Древнем Китае самым миролюбивым человеком на Земле считался культурный герой, который занимался самыми обыденными делами. См. главу VI

КТО ЯВЛЯЕТСЯ СВЯЩЕННЫМ ЖИВОТНЫМ В ИНДИИ?

Корова – священное животное Индии. Она является символом чистоты и изобилия, дает молоко и молочные продукты, важнейшие элементы в вегетарианском питании, которого придерживаются многие индуисты. Убийство коровы в древности каралось смертной казнью. См. главу VII

КТО ТАКОЙ ДОМОВОЙ?

Согласно древнеславянским поверьям, домовой – дух добрый, рачительный и заботливый, дружной семье он всегда помогает. Правда, если что не по нраву, может и пошалить. На конюшне любимым лошадям гривы заплетает, чтобы лежали красиво, а нелюбимых изводит. См. главу VIII

СКОЛЬКО РАЗ «ЗАХВАТЫВАЛИ» ИРЛАНДИЮ?

Согласно «Книге захватов Ирландии», псевдоисторической компиляции XII в., Ирландию «захватывали» шесть раз. См. главу IX

КАКОЙ ОСНОВНОЙ ПАНТЕОН БОГОВ У ДРЕВНИХ СКАНДИНАВОВ?

Основной пантеон богов у древних скандинавов составляли боги асы и ваны, которым противостояли хтонические создания – ётуны, потомки инеистых великанов, и просто великаны турсы. См. главу X

ПОЧЕМУ МОТИВ КАННИБАЛИЗМА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ИНДЕЙЦЕВ СТОЛЬ ОБЫДЕННЫМ?

Исследователи полагают, что индейские племена еще настолько не выделяли себя из природы и не ставили себя выше нее, что принесение в жертву человека практически не отличалось от принесения в жертву птицы или зверя. См. главу XI

ЧТО ВАЖНЕЕ: ЖИЗНЬ ИЛИ СМЕРТЬ?

Ацтеки полагали, что в зависимости от того, как человек умер – а не от того, как жил! – он попадает либо в подземное царство, либо в страну бога Тлалока, считавшуюся земным раем, либо в небесное жилье бога солнца. См. главу XII

ЕСТЬ ЛИ МИФУ МЕСТО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС?

Чем, как не новой мифологией, следует уже называть серии фильмов-франшиз о Бэтмене, Супермене, Железном человеке, Чудо-женщине, Человеке-Пауке, Капитане Америка, Людях Икс? См. главу XIII

Предисловие

Мифы – это детство человечества. Поэтичные сказания о могущественных богах, прекрасных богинях, отважных героях, полубогах и людях. Приключения, опасности, волшебство… Кто не зачитывался ими в детстве, кто не засматривался чудесными советскими мультфильмами про богов Древней Греции! Но только ли в детстве нужны такие сказки?

Да и миф не просто сказка! Мифология существовала у всех народов, на определенной стадии развития. И это не случайность. Мифы – это не просто придуманные истории. Они представляют собой отображение того, как человек относился к окружающему его миру, как и каким видел себя в общем круговороте времени и событий.

Мифы обобщали знания, накопленные предками, и передавали мудрость потомкам, диктовали, какое поведение будет уместным и правильным. Мифы служили надежной опорой там, где еще не существовало государства и юридической системы. По сути, они сами были законом.

Но неправильно было бы думать, что миф ушел в далекое прошлое. В этой книге мы поговорим не только о том, что было когда-то, но и о том, что происходит прямо сейчас. Ведь только оглянись – миф живет и здравствует рядом с нами!

Мы предлагаем вам совершить небольшое путешествие и познакомиться с древними сказаниями некоторых народов Земли. И быть может, потом вам захочется продолжить его и дальше?

Родом из сказки. Что такое миф? Определение мифологического мировоззрения и классификация мифов

Поверьте, дети прекрасно понимают, что единорогов нет. Но они так же прекрасно понимают, что книги про единорогов – конечно, если речь идет о хороших книгах – это правдивые книги.

Урсула Ле Гуин

Мы живем в мире, который невозможно представить себе без книги. Раз возникнув, она – в самых разных формах: папируса, глиняных табличек, рукописных пергаментов, печатная или электронная – навек стала нашей спутницей и верной хранительницей информации.

Но, однако же, когда-то мир существовал и без письменности, и без книги. По меркам существования Земли – с тех пор прошли мгновения, но по меркам человеческой цивилизации – время это уже весьма отдаленное. Как же так, спросите вы? Как люди передавали знания, опыт, как сохраняли обычаи, традиции и память?

Ответ прост: наши предки хранили все это в преданиях и легендах.

Почитай мне сказку на ночь

«История – это правда, которая становится ложью. Миф – это ложь, которая становится правдой»

(Жан Кокто)

На определенной стадии развития практически у всех народов мира существовали мифологические представления об окружающем мире. Об этом говорят исследования ученых в самых разных областях науки: истории, антропологии, религиоведения.

Где бы ни жили люди: в Европе или Африке, Америке или Азии, Австралии или Океании – везде рано или поздно складывалась примерно одна и та же система мировоззрения, позже получившая название мифологической.

Но правильно ли мы понимаем само слово «миф»?

Собственно, само по себе оно греческого происхождения и обозначает не что иное, как «предание» или «сказание». Но между мифом и сказкой существует весьма существенная разница. Все ли понимают это?

Геракл Фарнезе. Мрамор. Римская работа эпохи империи с оригинала 2-й половины IV в. до н. э. Неаполь, Национальный археологический музей

Что же такое миф?

В детстве родители читают детям сказки. Сначала это крошечные «зарисовки» для малышей, потом рассказы для детей постарше, потом большие истории – про дружбу, верность и подвиги. Потом приходит черед античных мифов. Но когда же сказки перестают быть просто увлекательными рассказами о богах и героях древности, рассказами, за которыми вроде бы нет ничего, кроме яркой фантазии их авторов?

«Мифология – совокупность первоначальных верований народа о его происхождении, древнейшей истории, героях, богах и пр., в отличие от достоверных сведений, выдуманных впоследствии»

(Амброз Бирс)

Для некоторых людей – никогда. Не все хотят, да и не все нуждаются в том, чтобы понять, что стоит за прекрасной, но совершенно не связанной с жизнью сказкой. Однако огромное большинство из нас в детстве все-таки ассоциирует себя с героями ушедших времен, а значит, должно понимать, что такое миф.

С точки зрения ученых, мифология – это, прежде всего, особая форма сознания общества. Это способ смотреть на мир и воспринимать его так, как современный человек уже не способен. Все дело в том, что человек древности воспринимал себя буквально единым целым как с природой, так и с коллективом, в которых он жил.

МИРОВОЕ ЯЙЦО

Это универсальный мифопоэтический символ. Во многих мифологиях мира имеется упоминание о вселенском яйце, из которого рождается мир или верховное божество, создающее мир. Иногда это яйцо золотое – как символ солнца. О рождении демиурга – божественного Фанеса – из плавающего в море яйца повествует орфический миф. В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает Вселенная, на холм посреди океана

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Мифология. Для тех, кто хочет все успеть

© ИП Сирота Э. Л. Текст и оформление, 2016

© ООО «Издательство «Эксмо», 2016

На какие вопросы отвечает эта книга?

ЧТО ТАКОЕ МИФОЛОГИЯ?

Мифология – это особая форма сознания общества. Это способ смотреть на мир и воспринимать его так, как современный человек уже не способен. См. главу I


КТО И КОГДА НАЧАЛ ИЗУЧАТЬ МИФЫ?

Первым специализированным научным трудом по мифологии принято считать труд «Основания новой науки» (1725) итальянского философа Джамбаттисты Вико. См. главу II


КАК ДРЕВНИЕ ГРЕКИ ОТНОСИЛИСЬ К КОНЦУ СВЕТА?

Для греков, видевших в природе постоянное повторение смерти и возрождения, окончательной смерти мира не существовало. Сами же люди умирали безвозвратно, сходя в царство Аида. Они точно знали, что их ждет вечное скитание по полям, полным цветущих асфоделей. См. главу III


ОТКУДА ВОЗНИКЛИ ЛЮДИ?

Древние римляне считали, что люди как род ведут свое происхождение от священных деревьев, дубов, и потому каждому божеству-нумина были посвящены рощи, где справлялись обряды и приносились жертвы, да и сами деревья играли очень большую роль в жизни государства. См. главу IV


ВСЕ ЛИ КОНЧАЕТСЯ СМЕРТЬЮ?

В Древнем Египте смерть воспринималась как переход из одного мира в другой, где все будет точно так же, как и в этом, но только жизнь там точно будет вечной. См. главу V


КТО БЫЛ САМЫМ МИРОЛЮБИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ НА ЗЕМЛЕ?

В Древнем Китае самым миролюбивым человеком на Земле считался культурный герой, который занимался самыми обыденными делами. См. главу VI


КТО ЯВЛЯЕТСЯ СВЯЩЕННЫМ ЖИВОТНЫМ В ИНДИИ?

Корова – священное животное Индии. Она является символом чистоты и изобилия, дает молоко и молочные продукты, важнейшие элементы в вегетарианском питании, которого придерживаются многие индуисты. Убийство коровы в древности каралось смертной казнью. См. главу VII


КТО ТАКОЙ ДОМОВОЙ?

Согласно древнеславянским поверьям, домовой – дух добрый, рачительный и заботливый, дружной семье он всегда помогает. Правда, если что не по нраву, может и пошалить. На конюшне любимым лошадям гривы заплетает, чтобы лежали красиво, а нелюбимых изводит. См. главу VIII


СКОЛЬКО РАЗ «ЗАХВАТЫВАЛИ» ИРЛАНДИЮ?

Согласно «Книге захватов Ирландии», псевдоисторической компиляции XII в., Ирландию «захватывали» шесть раз. См. главу IX


КАКОЙ ОСНОВНОЙ ПАНТЕОН БОГОВ У ДРЕВНИХ СКАНДИНАВОВ?

Основной пантеон богов у древних скандинавов составляли боги асы и ваны, которым противостояли хтонические создания – ётуны, потомки инеистых великанов, и просто великаны турсы. См. главу X


ПОЧЕМУ МОТИВ КАННИБАЛИЗМА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ ИНДЕЙЦЕВ СТОЛЬ ОБЫДЕННЫМ?

Исследователи полагают, что индейские племена еще настолько не выделяли себя из природы и не ставили себя выше нее, что принесение в жертву человека практически не отличалось от принесения в жертву птицы или зверя. См. главу XI


ЧТО ВАЖНЕЕ: ЖИЗНЬ ИЛИ СМЕРТЬ?

Ацтеки полагали, что в зависимости от того, как человек умер – а не от того, как жил! – он попадает либо в подземное царство, либо в страну бога Тлалока, считавшуюся земным раем, либо в небесное жилье бога солнца. См. главу XII


ЕСТЬ ЛИ МИФУ МЕСТО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС?

Чем, как не новой мифологией, следует уже называть серии фильмов-франшиз о Бэтмене, Супермене, Железном человеке, Чудо-женщине, Человеке-Пауке, Капитане Америка, Людях Икс? См. главу XIII

Предисловие

Мифы – это детство человечества. Поэтичные сказания о могущественных богах, прекрасных богинях, отважных героях, полубогах и людях. Приключения, опасности, волшебство… Кто не зачитывался ими в детстве, кто не засматривался чудесными советскими мультфильмами про богов Древней Греции! Но только ли в детстве нужны такие сказки?



Да и миф не просто сказка! Мифология существовала у всех народов, на определенной стадии развития. И это не случайность. Мифы – это не просто придуманные истории. Они представляют собой отображение того, как человек относился к окружающему его миру, как и каким видел себя в общем круговороте времени и событий.

Мифы обобщали знания, накопленные предками, и передавали мудрость потомкам, диктовали, какое поведение будет уместным и правильным. Мифы служили надежной опорой там, где еще не существовало государства и юридической системы. По сути, они сами были законом.

Но неправильно было бы думать, что миф ушел в далекое прошлое. В этой книге мы поговорим не только о том, что было когда-то, но и о том, что происходит прямо сейчас. Ведь только оглянись – миф живет и здравствует рядом с нами!

Мы предлагаем вам совершить небольшое путешествие и познакомиться с древними сказаниями некоторых народов Земли. И быть может, потом вам захочется продолжить его и дальше?

Родом из сказки. Что такое миф? Определение мифологического мировоззрения и классификация мифов

Поверьте, дети прекрасно понимают, что единорогов нет. Но они так же прекрасно понимают, что книги про единорогов – конечно, если речь идет о хороших книгах – это правдивые книги.

Урсула Ле Гуин


Мы живем в мире, который невозможно представить себе без книги. Раз возникнув, она – в самых разных формах: папируса, глиняных табличек, рукописных пергаментов, печатная или электронная – навек стала нашей спутницей и верной хранительницей информации.

Но, однако же, когда-то мир существовал и без письменности, и без книги. По меркам существования Земли – с тех пор прошли мгновения, но по меркам человеческой цивилизации – время это уже весьма отдаленное. Как же так, спросите вы? Как люди передавали знания, опыт, как сохраняли обычаи, традиции и память?

Ответ прост: наши предки хранили все это в преданиях и легендах.

Почитай мне сказку на ночь

«История – это правда, которая становится ложью. Миф – это ложь, которая становится правдой»

(Жан Кокто)

На определенной стадии развития практически у всех народов мира существовали мифологические представления об окружающем мире. Об этом говорят исследования ученых в самых разных областях науки: истории, антропологии, религиоведения.

Где бы ни жили люди: в Европе или Африке, Америке или Азии, Австралии или Океании – везде рано или поздно складывалась примерно одна и та же система мировоззрения, позже получившая название мифологической.

Но правильно ли мы понимаем само слово «миф»?

Собственно, само по себе оно греческого происхождения и обозначает не что иное, как «предание» или «сказание». Но между мифом и сказкой существует весьма существенная разница. Все ли понимают это?


Геракл Фарнезе. Мрамор. Римская работа эпохи империи с оригинала 2-й половины IV в. до н. э. Неаполь, Национальный археологический музей

Что же такое миф?

В детстве родители читают детям сказки. Сначала это крошечные «зарисовки» для малышей, потом рассказы для детей постарше, потом большие истории – про дружбу, верность и подвиги. Потом приходит черед античных мифов. Но когда же сказки перестают быть просто увлекательными рассказами о богах и героях древности, рассказами, за которыми вроде бы нет ничего, кроме яркой фантазии их авторов?

«Мифология – совокупность первоначальных верований народа о его происхождении, древнейшей истории, героях, богах и пр., в отличие от достоверных сведений, выдуманных впоследствии»

(Амброз Бирс)

Для некоторых людей – никогда. Не все хотят, да и не все нуждаются в том, чтобы понять, что стоит за прекрасной, но совершенно не связанной с жизнью сказкой. Однако огромное большинство из нас в детстве все-таки ассоциирует себя с героями ушедших времен, а значит, должно понимать, что такое миф.

С точки зрения ученых, мифология – это, прежде всего, особая форма сознания общества. Это способ смотреть на мир и воспринимать его так, как современный человек уже не способен. Все дело в том, что человек древности воспринимал себя буквально единым целым как с природой, так и с коллективом, в которых он жил.

МИРОВОЕ ЯЙЦО

Это универсальный мифопоэтический символ. Во многих мифологиях мира имеется упоминание о вселенском яйце, из которого рождается мир или верховное божество, создающее мир. Иногда это яйцо золотое – как символ солнца. О рождении демиурга – божественного Фанеса – из плавающего в море яйца повествует орфический миф. В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает Вселенная, на холм посреди океана

Что это означало на практике? Всего лишь то, что мышление древних людей одушевляло весь мир: ветер, деревья, дождь и камни были такими же живыми и обладали такой же способностью мыслить и чувствовать, как и сам человек. Эта глубочайшая взаимосвязь способствовала слиянию логического и эмоционального мышления, выводя единственный непреложный закон древних: мир относится к тебе так, как ты относишься к каждой части этого мира.

Итак, миф – это предание, передающее представление людей о мире, его происхождении, богах, героях и самих людях.

Вместе или порознь?

Конечно, в таком взгляде на мир, с нашей, современной точки зрения, присутствовала большая доля наивности. И потому ничего удивительного не было в метафоричности – или переносе – восприятия человеком всего того, что его окружало. Иначе откуда же было взяться древнегреческим кентаврам, «помеси человека и лошади», или крылатому псу Симарглу из восточнославянских религий? Иначе почему боги древних так человечны и в своих родоплеменных отношениях, и даже в построении семейных связей?

Одним из главных признаков мифологического сознания как раз и является синкретизм. Говоря простыми словами, это соединение всех видов знаний, которыми обладал человек, в единое целое.

«Мифология – это то, во что верят взрослые, фольклор – то, что рассказывают детям, а религия – то и другое»

(Сидрик Уитман)

Людям современности, привыкшим к тому, что наука, религия, искусство не только существуют совершенно отдельно, но и подразделяются на множество внутренних течений, трудно это представить, но наши предки при помощи мифа объясняли все существующие на свете явления: как и почему возник мир, откуда взялись звери и растения, почему идет дождь и почему качаются деревья…

ТИПЫ МИФОВ

Космогонические

Антропогонические

Эсхатологические

Календарные

Героические

Мифы о животных

Культовые

Астральные

Мифологическое сознание объединяло в себе абсолютно все. Самые зачатки религии, различные формы примитивного тогда еще искусства, знания, которые мы сейчас назвали бы научными, – и те передавались последующим поколениям в виде мифов как коллективный опыт предков. Кроме того, именно мифы создавали и поддерживали систему этических ценностей и норм поведения, принятых в общине, и принимались на веру, не требуя обдумывания и критического восприятия.

И мир был слово

«Миф – это религия, в которую никто уже больше не верит»

(Джеймс Файблман)

Еще одной особенностью мифологического сознания является сближение и даже мысленное объединение вещи и называющего ее слова. Для человека, мыслящего категориями мифологическими, вполне естественным является сближение совершенно различных предметов и явлений по внешним качествам: так, к примеру, молнию с древности ассоциировали со стрелой. Людям, существовавшим в синкретичном мире, где все происходит из всего и во все перетекает, достаточно было такого внешнего сходства, чтобы назвать его тождеством.

Пройдет много-много веков, и такой подход люди назовут красивым словом «символизм». Любой предмет или явление, не теряя своей сущности и предназначения, может стать знаком любого другого предмета или явления, то есть заменить их как символ.

«Каждый миф есть одна из версий правды»

(Маргарет Атвуд)

Не стоит путать символизм как отдельное литературное направление, получившее развитие на рубеже XIX–XX вв., с символизмом мифологическим. Но мы можем встретить в современной литературе множество его примеров: дождь – как слезы неба, буря – как дыхание ветра, огонь – как отражение солнца… Подумайте, а ведь не так уж мало сохранилось в нашем сознании от того, древнего, восприятия мира как сказки!

«Миф – не вымысел, а концентрированная правда»

(Дорис Лессинг)

Что, откуда и почему?

Случись вам задать такие вопросы людям, мыслящим мифологически, и вы были бы сильно удивлены ответами. Дело в том, что в мифах в полной мере отражается тождественность, то есть совпадение генезиса и сущности предмета или явления. Говоря проще, причинно-следственные связи в мифе подменяются прецедентом.

На вопросы «что, откуда, почему?» миф отвечает: так было от начала времен. И почти никогда вы не встретите там иных объяснений. Зачем они?

Мифологический мир возникает во время изначальное, первое, некое «правремя», до которого не существовало ничего конкретного, и все что угодно могло возникнуть как угодно, потому что это был момент первотворения.

МИФОЛОГИЯ В НЕБЕ

Спутники планеты Юпитер называют в честь мифологических персонажей, связанных с богом Юпитером (и ли Зевсом), причем самые крупные спутники носят имена его возлюбленных. Согласно мифам, Зевс окутывал себя облаками, чтобы скрыть прелюбодеяния, однако его жена Гера (она же Юнона в римской мифологии) все равно видела их с Олимпа. Подразумевая этот сюжет, НАСА в 2011 году отправило к Юпитеру автоматическую исследовательскую станцию «Юнона»

Вечная модель

Почему же при кажущейся невозможной запутанности, слиянии самых, казалось бы, несопоставимых частей, отсутствии ответов на простейшие – для нас – вопросы мифологическое сознание сослужило человечеству колоссальную службу?

Основным назначением мифа, главной его целью и ценностью было создание модели, некоего примера, в соответствии с которым человек мог и должен был строить всю свою жизнь.

Изначальное время, первовещи, первопричины, первопредки – все становилось образцом. Время мифа, мифических богов и героев – это магическая основа существования человеческого рода. И пока соблюдается установленный порядок вещей, или ритуал, мир будет прочен и стабилен.

Ритуал вообще играл – и продолжает играть даже в современном мире – огромное значение. Регулярное повторение ритуалов является определенной инсценировкой мифа, и для человека древности это не только изображение, но и постоянное возрождение, подпитка магической силы мира.

«Мифы – это коллективные сновидения, а сновидения – индивидуальные мифы»

(Джозеф Кэмпбелл)

Время для древнего человека, в отличие от нашего, современного представления, не линейно, а циклично. Видя постоянное повторение: смену времен года, зарождение и увядание растений, рождение и смерть, – люди считали, что и время подчиняется тем же, общим для всех законам. И именно ритуал позволял «гарантировать» постоянное повторение жизненных циклов, сохранение установленного изначально порядка.

Тотем – в некоторых примитивных верованиях: животное (иногда растение или предмет), являющееся предметом культа и считающееся обычно родоначальником племени

И можно сказать, что очень многие мифы – это одна сторона медали, а ее оборотной стороной является ритуал. Миф и ритуал – это теория и практика жизни древних людей.

Тысячи слов – и все об одном

Как уже было сказано, мифология говорит с человеком об окружающем его мире. Но ни для кого не секрет, сколь разнообразны и многочисленны мифы народов мира. Однако они все-таки поддаются определенной классификации. Отдельные, хорошо просматривающиеся черты и общие мотивы позволяют условно разбить мифы на группы.

«Миф, в который верят, постепенно становится правдой»

(Джордж Оруэлл)

Мифы о животных. Являются одной из самых древних и многочисленных групп. Они включают в себя рассказы не только о животных-покровителях, или тотемных животных, становившихся основателями рода, но и о превращении людей в животных и наоборот, то есть об оборотничестве, как, например, древнегреческая легенда об Арахне или славянские сказания о князе-оборотне Волхе Всеславьевиче.

«Мифы – это состарившиеся сплетни»

(Ричард Палмер Блакмур)

Астральные мифы дают представление о том, как появились звезды и планеты. Иногда среди них выделяют солярные и лунарные мифы, соответственно о Солнце и Луне.

Ядром любой мифологической системы является группа космогонических мифов, повествующих о космогонии, то есть происхождении всего космоса.

«Богини бракосочетались с богами, рождали героев, а любили пастухов»

(Марина Цветаева)

Далее можно выделить теогонию и антропогонию – мифы о происхождении богов и человека. Достаточно большое место в любой мифологии занимают календарные мифы – о постоянном повторении явлений в природе, и эсхатологические мифы, те, что рассказывают о конце времен, о том, как и почему прекратит существование наш мир.

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»

(Александр Пушкин)

Большое значение имеют и мифы культовые, часто связанные с определенным богом и местом, героические – знакомящие нас с героями древности, а также группа мифов, в которых рассказывается о культурных благах, данных людям, как правило богами или героями.

Конечно, это деление условно, но дает нам возможность постепенно научиться ориентироваться в огромном многообразии мифологической вселенной.

Под прицелом науки. Мифология как научная дисциплина

Миф – не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь.

Алексей Лосев


Наш мир настолько давно и прочно принял феномен литературы, что мало кому придет в голову задаться вопросом: а где же тот мостик, который ведет от устной, фольклорной традиции к литературной, письменной, а после и авторской?

Кажется, что осознать это – означало бы объять необъятное. Но в том, что касалось познания и обоснования мифологии и мифа, попытки все-таки объять предпринимались еще с древних времен.

Миф во времена мифа

Марк Аврелий – один из известнейших представителей стоицизма (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Как ни странно, первые попытки осмыслить все богатство мифологического материала были сделаны еще в античности. Конечно, греки, подарившие миру великих математиков и философов, не могли не попытаться рационально объяснить собственные же предания.

Софисты и стоики полагали, что боги есть не что иное, как персонифицированная функция. То есть Зевс – это гроза и молния, Посейдон – это шторм, приливы и землетрясения, Арес – война и т. д.

Последователи Эпикура, люди на удивление «продвинутые» для своего времени, вообще полагали, что мифы есть отображение естественных фактов, событий, которые случаются сами по себе, без всякого вмешательства, а боги в таком случае нужны разве что жрецам и правителям.

«Творите мифы о себе – боги делали то же самое»

(Станислав Ежи Лец)

Один из самых древних известных философов, Платон, говорил, что народное понимание мифологии примитивно и здравомыслящие люди понимают, что функция мифа – философская и символическая.

Ну и, наконец, философ Эвгемер, живший в III в. до н. э., выдвигал теорию, что герои мифологических сюжетов – это обожествленные исторические деятели. Кстати сказать, эта точка зрения надолго пережила ее автора и пользовалась популярностью и в гораздо более поздние века.

«Нетрудно понять, почему легенда заслужила большее уважение, чем история. Легенду творит вся деревня – книгу пишет одинокий сумасшедший»

(Гилберт Кит Честертон)

Однако несомненно одно: для Европы древнегреческие мифы стали основой всей будущей литературы, подарив миру песни Гомера и Гесиода, драматургию и театр, дав толчок не только философской, но и художественной, и религиозной мысли.

Ночью и на рассвете

«Человек-легенда обречен растворить себя в мифе – и тем самым укрепить миф»

(Коко Шанель)

Средневековье стало для мифологии временем мрачным и темным. Христианские теологи, посвящавшие свои работы изучению Библии, трактовали Ветхий и Новый Заветы как буквально, так и аллегорически, но даже в аллегориях не находилось места для античной мифологии. Схоласты легко принимали толкования эпикурейцев и эвгемеристическую традицию, соглашаясь, что боги и герои древних либо вообще придумка, либо просто бесы.

«ЗВЕЗДНАЯ» БОГИНЯ

Древнегреческая богиня правды Дике играла в греческом пантеоне второстепенную роль. Но зато впоследствии она дала название сразу двум знакам зодиака. По легенде, покинув землю и поднявшись на небо, она стала созвездием Девы. А один из ее атрибутов – весы – стал созвездием Весов

Но ночь не может длиться вечно. Средневековье утратило культурно-историческую связь с античностью, однако наступала новая эра – эпоха Ренессанса, несущая величайший переворот в духовной сфере человека.

Надо отметить, что Возрождение не просто восстановило интерес ко всему античному, оно придало мифологии статус символа. Невозможно представить себе литературу, скульптуру, живопись Ренессанса без мифологической образности сюжетов, героев, чувств, эмоций и страстей.

Именно в этот период возникла традиция не просто знакомства, а изучения античной мифологии, искусства и литературы, без которых невозможно представить себе духовный мир образованного человека, и традиция эта сохраняется вплоть до наших дней.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх