Сопряженная гимнастика. Пальчиковый игротренинг. Сопряжённая гимнастика пальчиков и языка

В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Зимняя прогулка на детскую площадку»

Артикуляционная гимнастика с движением.

Составила учитель-логопед Буркотенко-Буркот Людмила Анатольевна.

Текст произносит взрослый

Движения рук - языка

1. Пойдем с тобой гулять .

(Шагаем, одновременно язык высовываем и засовываем).

Стоп! Много снега намело, не пройти на детскую площадку. Расчистим ее, берем лопату .

(Руки ладошками вверх, язык «лопатка». Ладошки в форме «чашечки», складываем в кулак, язык – «чашечка» убираем во внутрь) . – 5-10 раз.

Откопали карусель. Покатаемся.

(Кружимся в одну сторону, язычком по кругу в одну сторону; кружимся в другую сторону – язычком по кругу в другую сторону). – 5-8 раз.

Покатались на карусели, а еще качели есть на площадке, покачаемся.

(приседаем, руки на поясе, одновременно язык за нижние зубы, встаем, язык за верхние и наоборот: присели – за верхние, встали – за нижние). 8-15 раз.

Ой! Смотри, какая лошадка из снега. Поскакали

(скачем, высоко поднимая колени, руки согнуты в локтях. Языком щелкаем, цокаем.)

Останавливаем лошадку – «Прррр»

(губами или кончиком языка).

Слезли с лошадки. Ой, что случилось? Забор снегом поломало, починим .

(Кулачками стучим друг о друга, языком – упр. «Молоток»-т-т-т).

Красивый забор получился, улыбнемся.

(упр. «Заборчик», «Улыбка». Руки в стороны.).

Руки замерзли у нас, погреемся.

Вдох через нос, выдох через рот «Х-х-х-х»).

Руки согрели, а сами еще не согрелись, попрыгаем сначала на одной ноге, потом на другой.

(Язык выполняет упр. «индюк».........)

А еще, горка какая есть на площадке! Покатаемся.

(Приседаем, язык «горкой», зубами «катимся» по языку, встали – язык «горкой» и т.д.).- 5-8 раз.

Смотрим который час. Пора возвращаться домой. Как часики тикают?

(Руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево, язык так же и наоборот наклон влево, язык – вправо; наклон вправо, язык - влево).- 8-10 раз.

Пришли домой.

Шагаем, одновременно язык высовываем и засовываем ),

мама нам конфетки купила, едим.

(Упр. «Конфетка»).- 5 раз.

Шарики надуваем.

(Упр. «Шарики», сдуваем, нажимая пальцами.) - 5-6 раз

Сопряженная гимнастика,
или Театр пальчиков и языка

Цели занятий

Привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ; научить управлению этими движениями.

Методические пояснения

В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятиях.

Проводимая в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз (сидя - за партами или за общим столом, стоя - в кругу или шеренге), сопряженная гимнастика может применяться и как физкультминутка.

Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Опорные рисунки к таблице имеют номера, соответствующие порядковому номеру упражнения. В создании нехитрых сюжетов желательно участие самих ребят - это соавторство вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу.

Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей)

Движения или статичная поза

рук

языка

1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным

Язык движется вверх- вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

2. Подошли к опушке - ровной-ровной,глад- кой-гладкой.

Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены

Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе

3. На опушке - большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх

Язык высовывается и напряженно тянется к носу

4. Вот его крона.

Пальцы чуть согнуты

Скругленные края языка загнуты вверх «чашечкой»

5. Крона состоит из веток и листьев.

Пальцы напряженно вытянуты и широко расставлены. Ладони соединяются «чашечкой»

Язык в позе «чашечки»

6. Листья, которые так весело играют с ветерком летом, осенью опадают.

Пальцы широко расставлены и попеременно двигаются. Кисти расслаблены, руки свободно опущены вдоль туловища

Движения языком вверх- вниз (язык со скругленными краями). Язык расслабленно опускается на нижнюю губу

7. Вот его корни.

Кисти рук тыльной стороной соединяются у запястья, пальцы напряженно тянутся вниз

Язык напряженно тянется вниз

8-9. На дереве гнездо. В нем живет птица. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Ей надо кормить птенцов.

Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой».

Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны

Язык «чашечкой».

Язык движется вверх- вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы

10. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые,

у других - тонкие.

Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой руки - шляпку. Положение рук меняется: то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много). Указательный палец одной руки - ножка, а ладонь другой руки - шляпка; положение рук меняется (поганок очень много)

Язык сначала мягко присасывается к твердому небу, затем напряженно (гриб растет)

11. Дерево растет.

Руки тянутся вверх, к солнышку

Язык тянется к носу

12. И грибы растут.

См. упражнение 10

Чередовать: язык то присасывается к небу, то прогибается «чашечкой»

13. Собираем их в корзину.

Переплетаем пальцы «корзинкой»

Язык - «чашечкой»

См. первое упражнение - имитация ходьбы

Язык - как в первом упражнении

15. Растет дикая яблонька. На ней плоды - яблочки.

Руки от локтей до запястий сведены вместе, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх

Язык скругленный, выгнутый, с опорой на верхнюю губу

16. Они кислые.

Махнуть рукой: «эх!»

Сморщиться и слегка высунуть язык

17. Но дома сварим из них варенье - во какое!

Большой палец правой руки поднят кверху - жест одобрения

Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы

18. Поэтому соберем их в корзины.

Пальцы рук переплетены «корзинкой»

Язык - «чашечкой»

19. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам

Плавное движение широким языком вперед-назад

20. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодочкой». Руки совершают волнообразные движения

Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытягиваем язык вперед и убираем назад

21. Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком») языка

Язык присасывается к небу (крыша домика)


Негодина С.Ю., учитель-логопед, Cтруктурное подразделение детский сад N 21 “Красная шапочка” государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N16 города Жигулёвска городского округа Жигулёвск Самарской области.

Краткая аннотация.

Применение сопряженной гимнастики в логопедической практике ускоряет исправление дефектных звуков у детей-логопатов, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к речевой зоне коры головного мозга от языка. А включение в гимнастику кинезиологических упражнений синхронизирует работу больших полушарий, улучшает компенсаторные возможности головного мозга, тем самым способствует устранению дефектов. Эта статья поможет учителям-логопедам, педагогам, работающим с детьми с речевой патологией, эффективно осуществлять коррекцию речевых нарушений. Тексты для “Театра пальчиков и языка” подобраны с учетом лексических тем, что позволяет использовать сопряженную гимнастику систематически в работе с детьми.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. У детей-логопатов, особенно у детей с различными формами дизартрии снижены и нарушены кинестетические ощущения. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к этим ощущениям, чтобы научить его управлять движениями пальцев рук, языка, губ, я использую в своей работе с детьми сопряженную гимнастику или иначе говоря “Театр пальчиков и языка”. Еще В.А. Сухомлинский говорил: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.(4,3) Одновременные движения руки и органов артикуляции оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей.

Применение сопряженной гимнастики ускоряет процесс исправления дефектных звуков, так как работающие мышцы пальцев рук многократно усиливают импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. В “Театр пальчиков и языка” я включила упражнения “Гимнастики мозга” , разработанной П.Деннисоном и Г.Деннисоном. Это позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой усиливает результативность занятий. “Театр пальчиков и языка” повышает у детей интерес к артикуляционным упражнениям, превратив их в занимательную игру. Для сюжетов я использовала тексты рассказов из комплекта опорных картинок Г.Е. Сычевой, которые адаптировала под эти упражнения, некоторые рассказы придумала сама.

“Театр пальчиков и языка” может являться одним из составляющих логопедических занятий, может использоваться воспитателями и другими специалистами в качестве разминки, организационного момента. Рекомендуется использовать “Театр пальчиков и языка” во второй половине учебного года или на втором году обучения, когда у детей уже сформированы устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Тексты сюжетов подобраны с учетом лексических тем, что позволяет использовать сопряженную гимнастику систематически в работе с детьми-логопатами. “Театр пальчиков и языка” я использую еще и для развития связной речи. После предварительной работы ребенок пересказывает тексты, опираясь на упражнения, которые показывают вслед за логопедом другие дети. Показ упражнений является своеобразной опорной схемой для пересказа.

Систематическое использование “Театра пальчиков и языка” на занятиях и вне занятий позволяет добиться следующих результатов:

Сопряженная работа пальчиков и органов артикуляции приводит к усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи;

Упражнения, объединенные одним сюжетом, создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка;

Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;

Развивается память детей, так как они учатся запоминать определенные положения рук и языка и последовательность движений;

Развивается воображение и фантазия. В подготовительной группе дети, овладев упражнениями, сочиняют самостоятельно целые истории.

Тексты рассказов и подробные описания упражнений, в которых отражены лексические темы:

Для лексических тем: “Домашние животные”, “Лето”.

У бабушки в деревне.

1.Вот и пришло долгожданное лето.

2. Маша поехала на поезде к бабушке.

Губы вытянуть трубочкой. Пальцы рук сжимать в кулачки и разжимать.

3.У бабушки большой красивый дом.

4.Под окнами – клумба с цветами.

5.По двору бродят пестрые куры.

6.Протяжно мычат коровы.

7.Греется на крыльце рыжая кошка.

8. Маше нравится отдыхать у бабушки!

Улыбнуться, показать зубы. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вверх большие пальцы.

Для лексических тем: “Домашние животные”, “Продукты питания”.

Утро в деревне.

1.Маша проснулась рано утром и вышла во двор.

2.Котенок Тимка лакает молоко из блюдца.

Язык-чашечка двигается вперед-назад. Руки в форме чашечки.

3.Куры клюют зерно.

Кончиком языка постучать в альвеолы. Подушечками указательных пальцев постучать по столу.

4.У сарая стоит корова Зорька.

Губы вытянуть трубочкой. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вперед только указательный палец и мизинец.

5.Бабушка несет в дом полное ведро парного молока.

Язык и руки в форме чашечки.

6. “Пойдем завтракать, внученька! Блины на столе!”- зовет она Машу.

Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.

Для лексических тем: “Лес. Грибы.”, “Дикие животные”

В лес за грибами.

1.Однажды Маша и бабушка пошли в лес за грибами.

2.В лесу раздается стук дятла.

Кончиком языка постучать в альвеолы произносить отчетливо: д-д-д. Подушечками указательных пальцев постучать по столу.

3.С ветки на ветку прыгают рыжие белки.

Язык то спрятан за зубами, то высунут вперед. Руки лежат на столе. Правая рука ладонью вверх, левая -вниз. Затем положение рук меняется: левая-ладонью вверх, правая- вниз.

4. Из травы выглядывают грибы: подосиновики, боровики.

Язык подвести к небу и подтянуть вверх. Одна рука-ножка гриба (пальцы, сложенные щепоткой). Вторая рука- шляпка (горизонтально лежащая на “ножке” ладонь).

5.Фыркнул и спрятался под кустиком колючий ежик.

6. Корзинки быстро наполнились грибами.

Язык в форме чашечки, пальцы переплетены, ладони вверх.

7.Пора идти домой.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.

Для лексической темы “Весна”.

Весна в лесу.

1.Лес пробудился от зимнего сна.

Улыбнуться, показать зубы. Поднять руки вверх, потянуться.

2.Ели и сосны стряхнули со своих лап снежные шали.

3.На лесных полянках появились первые проталины.

Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.

4.Раскололся лед на реке. Начался ледоход.

5.Набухают почки на ветках деревьев.

Надуть щеки. Сложить ладони вместе в форме бутона.

6.На опушке леса прыгают на солнышке зайцы.

7.Весна пришла!

Улыбнуться, показать зубы. Поднять руки вверх. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.

Для лексической темы “Осень”.

Поздняя осень.

1.Сегодня весь день идет дождь.

2.Сильный холодный ветер раскачивает деревья.

Язык попеременно то в левом уголке губ, то в правом. Сложенные вместе ладони наклоняются то вправо, то влево синхронно с языком.

3.Кружатся в воздухе желтые листья.

Язык в форме иголочки совершает круговые движения. Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе круги.

4.Большие грязные лужи на асфальте мешают прохожим.

Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.

5.Люди, прячась под зонтами, спешат домой.

Язык подвести к небу и подтянуть вверх. Одна рука-ножка зонта (указательный палец). Вторая рука- шляпка (горизонтально лежащая на “ножке” ладонь).

6.Только воробьи никуда не спешат, они прячутся от дождя под крышей беседки.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.

Для лексических тем: “Зима”, “Дикие животные”.

1.Зима укутала белым снегом все вокруг.

Язык свободно лежит на нижней губе. Ладонь правой руки лежит на тыльной стороне левой руки.

2.Голые деревья стынут на морозе.

Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны.

3.Только сосны и ели распушили свои зеленые иголки.

Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны, пальцы рук растопырены и напряжены.

4.Рыщет по лесу в поисках добычи голодный серый волк.

Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. На каждой руке соединить указательный, средний, безымянный пальцы. Мизинец отдельно от других пальцев опускается и поднимается.Волк открывает и закрывает воображаемую пасть.

5.Прячется под кустом заяц-беляк.

Язык попеременно то на нижней губе, то на верхней. Руки сжать в кулаки, вытянуть вверх указательный и средний пальцы.

6.А медведь спит себе в берлоге, не страшна ему зима.

Язык свободно лежит на нижней губе. Ладони рук сложить вместе. Закрыть глаза.

Для лексических тем: “Новый год”, “Дикие животные”.

Новый год.

1.Дед Мороз исполняет все желания, нужно только написать письмо.

Язык плавно двигается вперед-назад. Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе волнистую линию.

2.Медведь в берлоге мечтает о бочке меда.

3.Заяц- о вкусной морковке.

4.Воробьи- о кормушке, полной зерен и хлебных крошек.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.

5.Деревья- о том, чтобы скорее наступило лето.

Улыбнуться, показать зубы. Поднять руки вверх. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.

6.А Максимка мечтает о футбольном мяче.

Язык упирается попеременно то в правую, то в левую щеку внутри. Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе круги.

Для лексических тем: “Семья”, “Город”.

Воскресный день.

1.В воскресный день папа повел Машу в парк.

Язык двигается вверх-вниз. Шагают по столу указательный и средний пальцы.

2.На детской площадке играют малыши.

Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.

3.Малыши наполняют ведерки и формочки песком.

Язык и руки в форме чашечки.

4.Ребята постарше катаются на качелях.

5.Ах, как высоко к небу взлетают качели!

Язык тянется к носу. Упереться подушечками указательных пальцев рук в край стола, нажать на него, выгибая пальцы.

6.Девочки играют в классики и прыгают через скакалку.

7.Маша покачалась на качелях.

Язык двигается вверх-вниз. Кисти рук смотрят вниз. Покачать восемью пальцами (без больших).

8.Потом попрыгала с девочками через скакалку.

Кончиком языка постучать в альвеолы. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола.

9.Погуляла с папой по аллеям.

Язык двигается вверх-вниз. Шагают по столу указательный и средний пальцы.

10.К обеду папа и Маша вернулись домой.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.

Для лексической темы “Посуда”.

Сказка о чайнике.

1.Жил-был чайник.

Язык тянется к носу. Подушечки пальцев соединены вместе, кисти рук принимают форму шара. Большие пальцы вытянуты в сторону.

2.Чайник был пузатый-препузатый.

Надуть щеки. Руки сжать в кулаки.

3.У него была ручка,

Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх. Упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.

4. крышка,

Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.

5.и маленький носик с одной ноздрей.

Язык в форме иголочки. Пальцы рук собраны в щепотку.

6.Чайник был железный и очень полезный.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вверх большие пальцы.

7.Люди его любили и чай из него пили.

Язык и руки в форме чашечки.

Наша яблоня.

1.У нас в саду есть яблоня.

Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны.

2.За яблоней надо ухаживать, чтобы на ней были яблоки.

Язык горкой за нижней губой. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Пальцы рук сжаты в кулаки.

3.Весной надо побелить ствол.

Язык поглаживает твердое небо вперед-назад. Левая рука стоит на локте, кисть правой руки поглаживает левую снизу вверх, сверху вниз.

4.Землю вокруг яблони нужно рыхлить.

Покусать кончик языка зубами. Кисти рук ритмично выполняют упражнение ребро-ладонь.

5.Если летом нет дождя- яблоню надо поливать.

Кончиком языка постучать в альвеолы. Подушечками больших пальцев постучать по столу.

6.На зиму нужно положить удобрения.

Язык в форме лопаточки лежит на нижней губе. Правая рука лежит на левой ладонью вверх.

7.Без ухода урожая не жди!

Язык в форме чашечки. Пальцы рук переплетены, ладони вверх.

8.Осенью из яблок сварим вкусное яблочное варенье.

Язык облизывает губы. Левая ладонь в форме чашечки, указательный палец правой руки совершает круговые движения синхронно с движением языка.

1.Принесли нам всем игрушки.

Язык в форме чашечки. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх, образуя форму чашки.

2.Кто захочет, тот возьмет.

Язык в форме чашечки двигается вперед-назад. Кисти рук прижаты друг к другу, пальцы рук сгибаются и разгибаются.

3.Вот вам мяч с полоской яркой,

Рот закрыт, язык упирается в щеку. Ладони и пальцы рук прижаты друг к другу, образуя форму шара.

Пощелкать кончиком языка. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола.

Язык в форме иголочки совершает круговые движения. Указательные пальцы рук в воздухе рисуют круги синхронно с движением языка.

6. и пароход.

7.Пароход гудит, гудит,

Язык зажат между зубами, “погудеть”, как пароход. Положение рук прежнее.

8.Капитан на нем стоит!

Кончик языка упирается в небо. Руки от локтя до кончиков пальцев прижаты друг к другу, направлены вверх.

Путешествие маленькой машинки.

1.Однажды утром маленькая машинка выехала из гаража.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.

2.Поехала машина по длинной дороге.

Язык максимально высунут изо рта. Руки от локтя до кончиков пальцев прижаты друг к другу, лежат на столе горизонтально.

3.Она съехала с горы.

Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка прогибается горкой. Упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.

4.Объехала дерево.

Язык в форме иголочки совершает круговые движения. Указательные пальцы рук на столе рисуют круги.

5.Заехала в лес, в котором росли липы и березы.

Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны.

6.В лесу на ветке березы качалась любопытная сорока.

Кончик языка касается то левого, то правого уголка губ. Кисти рук ладонями вниз на столе совершают движения вправо-влево синхронно с движением языка.

7.Под кустом орешника спал колючий ежик.

Язык в форме иголочки. Руки сложены в замок, пальцы подняты вверх.

8. Полюбовалась машинка красотой леса и вечером вернулась домой.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.

1.Это бегемот.

Надуть щеки. Пальцы рук сжать в кулаки.

2.Его привезли из Африки на пароходе.

Язык зажат между зубами (упражнение “Пароход гудит”). Ладони рук прижаты друг к другу, стоят ребром на столе, указательные пальцы вытянуты вверх.

3.Бегемоты там живут в реке.

Язык плавно двигается вперед-назад. Руки делают волну.

4.Едят они траву по берегам.

Язык в форме иголочки тянется вверх. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.

5.Пасть у бегемота огромная.

Широко открывать и закрывать рот. Кисти рук ладонями вниз. На каждой руке 4 пальца сомкнуты. Большой палец отдельно. Когда рот открывается, на каждой руке большие пальцы опускаются вниз, а 4 пальца поднимаются вверх.

6.Ноги короткие и толстые.

Язык свернут трубочкой. Пальцы рук сжаты в кулаки.

7.В зоопарке плохо бегемоту зимой.

Язык свободно, расслабленно лежит на нижней губе. Кисти рук расслабленны, свисают вниз.

8.Он солнце любит, жару.

Губы в улыбке. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.

Используемая литература:

1. А.Колесников “Гимнастика мозга, или легкие способы развития ребенка”, Центорполиграф, 2009 год.

2. М.А. Поваляева “Сказки о веселом язычке” Ростов-на-Дону, Феникс, 2002 год.

3. Г.Е. Сычева “Опорные картинки для пересказа текстов” Выпуски 1,2,3. Книголюб, 2007 год

4. С.И. Токарева “Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет. Игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика.” Волгоград, Учитель 2012 год.

5. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова “Пальчиковая гимнастика” М,:АСТ: Астрель, 2007 год.

На индивидуальных занятиях я использую сопряжённую гимнастику пальчиков и языка, кистей рук и языка.

Эти упражнения способствуют привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствуют развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.

Я разработала комплекс сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки звука «Р».

Занятие можно проводить индивидуально или с подгруппой из двух детей.

Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

Сильная мотивация, применение игрового метода на занятии развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку звука «Р» и введение его в речь.

«Театр пальчиков и языка»
Комплекс сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки звука «Р»

Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей)

Движения или статическая поза РУК

Движения или статическая поза ЯЗЫКА

Разминка:
Чтобы четко говорить,
Надо язычку с пальцами дружить.
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
1.Наступило утро,
выглянуло солнышко.
Пальцы разжаты и подняты вверх. Губы в улыбке, зубы видны.
2. И друзья пошли в лес:
топ-топ, топ-топ-топ.
Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме: указательным и средним. Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз.
3. Увидели большое дерево. Вот его ствол. Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх. Язык высовывается и напряженно тянется к носу.
4. Вот его крона. Пальцы чуть согнуты. Язык в позе чашечки.
5. На дереве сидит птица
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
Это дятел на сосне
Долбит клювом по коре.
На первую строчку — постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую-наоборот.
Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.
Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.
Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д».
6. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые, у других-тонкие. Щепоть одной руки показывает толстую нож-ку, а лодонь другой руки-шляпку. Положение рук меняется (боровики).
Указательный палец одной руки-ножка, а ладонь другойруки-шляпка; поло-жение рук меняется (поганок много).
Язык сначала мягко приса-сывается к твердому нёбу, напряжённо (гриб растёт).
7. Собираем их в корзину. Переплетаем пальцы «корзинкой». Язык – «чашечкой».
8. Идём по лесу дальше. См. второе упражнение- имитация ходьбы. Язык – как во втором упражнении.
9. Растёт дикая яблонька. На ней плоды – яблочки. Руки от локтей до запястий сведены вместе, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх. Язык – «чашечкой» с опорой на верхнюю губу.
10. Дома сварим из них варенье — во какое! Большой палец правой руки поднят кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю губу«вкусное варенье».
11. Поэтому соберём их в корзины. Пальцы рук переплетены «корзинкой». Язык – «чашечкой».
12. Тяжело нести корзины.
Увидели лошадку.
На лошадке ехали.
Гоп-гоп! Гоп-гоп!
Радостные ехали,
Гоп-гоп! Гоп-гоп!
Хлопки: два коротких, один длинный. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.
13. Приехали домой. Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присасывается к нёбу(крыша домика).
15. Радостные и весёлые мы стали играть на гармошке:
Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем.
Соединить ладоши вместе.
Хлопать в ладоши.
Головой кивать вперёд.
Руки поднять вверх.
Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу.
Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
14. А в это время пошёл дождь:
«Весёлый дождик».
Дождик капнул на ладошку-
Т-д, т-д….
На цветок- т-д, т-д…
И на дорожку т-д, т-д…
Застучал по крыше он – т-д, т-д….
И раздался частый звон – т-д, т-д, т-д….
Правой рукой изобразить падающие капельки дождя.
Левой рукой изобрази цветок.
Из левой руки сделай дорожку.
Изобрази левой рукой крышу домика.
Дождик пошёл сильнее.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.
16. Спасибо нашим пальчикам.
Спасибо язычку.
Красиво, чётко, правильно
Я говорить хочу.
Сжимать и разжимать пальцы в кулак.
Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.

Самонова Н.В., учитель-логопед
МБДОУ детский сад компенсирующего вида №1
г. Курганинск, Краснодарский край

В методической литературе содержатся результаты исследований по изучению развития мелкой моторики рук у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева). Авторы подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

В компенсирующей группе необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, рисование, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз "театр пальчиков и языка" очень нравится детям. С большим увлечением до-школьники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в занимательную игру: "пальчики-музыканты", "пальчики-фокусники", "пальчики-путешественники" и т.п.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Предложенные игры сначала можно использовать как самостоятельные, а затем включать в пальчиковые развлечения.

Тема "Фрукты"

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)


  1. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.
    Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.
  2. Яблоки кислые.
    Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.
  3. Яблоки соберем в корзины.
    Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".
  4. Дома сварим из яблок варенье.

  5. Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

  6. Приплыли домой.

Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Рисование (веревочками, косточками от слив, семенами от дыни, арбуза, винограда)

Тема "Грибы"

Самомассаж подушечек пальцев зубными щетками
На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

  2. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.
    Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много).
    Язык сначала мягко присосать к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет).
  3. У других грибов ножки тонкие.
    Указательный палец одной руки — ножка, ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять (поганок очень много).
  4. Дерево растет.
    Руки тянуть вверх, к солнышку. Язык тянуть к носу.
  5. Грибы растут.
    Руки. См. пункт 3. Язык то присосать к нёбу, то прогнуть "чашечкой".
  6. Соберем грибы в корзины.
  7. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
    Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Язык плавно двигать вперед-назад.
  8. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
    Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
  9. Приплыли домой.
    Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковые игры
Игра "Грибочки"

Игра "Хоровод"

Используется подставка под горячее с клеточками. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стихо-творение, делая по шагу.

Рисование (пальчиками, пуговицами)

Тема "Овощи"

Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
  2. Подошли к огороду.
  3. На опушке леса растут помидоры.
    Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно тянуть к нёбу.
  4. Помидоры соберем в корзину.
    Пальцы рук переплетены "корзинкой". Язык — "чашечкой".

Пальчиковая игра "У Лариски две редиски"

Бельевой прищепкой поочередно "кусаем" ногтевые фаланги ("подушечки") от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения:

Игра "Капуста"

Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками на клавиатуру (пуговицы), сопровождая произнесение стиха:

Рисование (косточками, семенами арбузов, дынь, тыквы, веревочками)

Тема "Ягоды"

Самомассаж рук.

Дети катают грецкий орех (каштаны, воздушный шарик, наполненный мелкими камушками) между ладонями (по кругу), приговаривая:

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

  2. На полянке растет малина.
    Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять вверх. Язык вынуть и напряженно тянуть к носу.
  3. Собираем малину в корзину.
    Переплести пальцы "корзиной". Язык — "чашечкой".
  4. Дома сварим из малины варенье.
    Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
  5. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
    Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавное движение широким языком вперед-назад.
  6. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
    Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытягивать язык вперед и убирать назад.
  7. Приплыли домой.
    Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра "В лес идем мы погулять"

Лес — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.

Тема "Животные"

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)
  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
  2. Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.
    Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.
  3. На опушке большое-большое дерево. Вот его ствол.
    Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
  4. Вот крона дерева.
  5. На дереве дупло. В нем живет белка. Она то выглядывает из дупла, то прячется.
    Руки соединить ребрами ладоней "чашечкой". Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны. Язык "чашечкой" двигать вверх-вниз и попеременно в стороны или убирать за зубы.

Пальчиковая игра "В зоопарке"

Используется решетка для раковины, мыльница (плоская) с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеткам на каждый ударный слог стиха делать шаг.

"Загадки"

Лесом катится клубок,

Тема "Семья"

Самомассаж пальчиков
  • массаж "четками" — перебирание бус ("четок"), считать количество бус (в прямом и обратном порядке);
  • воздушными шарами-"шалунами" (наполнители — соль, мука, рис, мелкие камушки) массировать пальчики, приговаривая:

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
  2. Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.
    Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
  3. На опушке — большое дерево. Вот его ствол.
    Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
  4. Вот крона дерева.
    Пальцы чуть согнуть. Язык — "чашечкой".
  5. Крона состоит из веток и листьев.
    Пальцы напряженно вытянуть и широко расставить.Ладони соединить "чашечкой".
    Язык — "чашечкой".
  6. Листья так весело играют с ветерком летом, а осенью опадают.
    Пальцы широко расставить и попеременно двигать. Кисти расслабить, руки свободно опустить. Язык двигать вверх-вниз (со скругленными краями), затем расслаблено опустить на нижнюю губу.
  7. Вот корни дерева.
    Кисти рук тыльной стороной соединить у запястья, пальцы напряженно тянуть вниз.
    Язык напряженно тянуть вниз.

Пальчиковые игры
Игра "Кто живет в моей квартире"

Квартира — решетка для раковины или подставка под горячее (с клеточками). "Ходить" указательным и средним пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делать шаг. Можно "ходить" в любом направлении одной, другой, обеими руками.

Игра "Моя семья"

Используются "забавные узелки" на веревке (12 шт.). Перебирать узелки пальцами, на каждый узелок называть членов своей семьи.

Игра "Поиграем в пальчики"

Бельевой прищепкой (проверить, чтобы не была слишком тугой) поочередно "кусать" ногтевые фаланги ("подушечки") на ударные слоги стиха от большого пальца к указательному, среднему, безымянному, к мизинцу правой руки, затем левой.

  1. Выгодская И.Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. М., 1999.
  2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.
  4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.

Ерошкина С.Т., воспитатель МДОУ № 85, г. Северодвинск Архангельской обл.
Статья предоставлена журналом

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Солнышко»

Тренинг по сопряженной гимнастике

«Театр пальчиков и языка»

Подготовила:

Н.С.Шамова,

учитель-логопед

п.Светлый 2017

Тема: «Театр пальчиков и языка».

Цель: обучить участников тренинга инновационным методам развития речи у дошкольников.

Задачи:

1) заинтересовать воспитателей в использовании в педагогической деятельности кинезиологических упражнений;

2) систематизировать знания воспитателей в применении сопряжённой гимнастики в детском саду;

3) передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов театра пальчиков и языка.

Материалы: презентация «Театр пальцев и языка», су-джоки (колечки), буклеты с методическими рекомендациями.

Ход мероприятия:

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

И чтобы сразу включиться в работу, предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Наверно, устали в дороге, в пути,

Но вы все равно к нам на тренинг пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детишек вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет:

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Тема нашего сегодняшнего тренинга «Театр пальцев и языка».

Затронем вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, а также поупражняемся в играх и заданиях по данной теме.

Знаете ли вы, что такое «сопряжённая гимнастика?» (ответы)

Слайд 2

Сопряжённая гимнастика - это инновационная технология по развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Все упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.

Основная часть (5 мин.):

Апробируем новую технологию в рамках тренинга?

Слайд 3

Слайд 4.

Правило № 2. Начинать разучивание необходимо медленно, постепенно увеличивая темп.

Приступим. Перед каждым упражнением сделаем разминку, состоящую из двух этапов:

Слайд 5

Самомассаж рук можно провести как угодно и с чем угодно.

    Вот один из вариантов, который начинается с лёгкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой (надеваем перчатки, называя каждый палец). Далее проводится растирание ладоней друг об друга.

Слайд 6

2) Еще один из вариантов – «Су-джок терапия» – дети перекатывают мячик-ёжик между ладонями, потом по плоскости, вкруговую и т. д. Есть ещё металлические колечки, которые мы сейчас будем применять.

Игра с Су-джоком «Котёнок – растеряша»

Колечко су-джока левой рукой катать по очереди по правой, начиная с мизинца.

Этот маленький котёнок потерял свой свитерок.

Этот маленький котёнок тёплый потерял носок.

Этот маленький котёнок мёрзнет в стужу и в мороз.

Этот маленький котёнок отморозил себе нос.

Этот маленький котёнок заболел: «Апчхи, апчхи».

«Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».

(спрячьте большой палец в кулачок).

Слайд 7-8

Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Музиком»

(О.Н. Арсеневская)

Вот мы размяли ручки и пальчики. Теперь мы разомнём язычок:

Котик Музик утром встал,

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик,

Как чистюля Котик.

Музик наш расческу взял,

И причесываться стал.

Мы за ним не отстаем;

Делаем зарядку!

Музик спинку выгибает.

Музик спинку прогибает.

А теперь язык наш – мяч.

Мы начинаем футбольный матч!

Гол забили мы! Ура!!

Вот и завтракать пора:

Котик нам напек блины,

Со сметаною они.

Как сметанку любит Котик?

Оближи скорее ротик.

А теперь чаек попьем.

Чай мы в чашечку нальем.

Музик сыт, Музик рад!

Музик любит всех ребят!

После разминки можно начинать сопряжённую гимнастику, где взрослый произносит текст, а дети показывают руками и языком.

Слайд 9

Сопряжённую гимнастику могут делать даже самые маленькие детки.

Для них достаточно одного предложения, например: «Идём в лес» -

Текст - пальчики пошли в лес.

Язык – движение языка вверх-вниз.

Руки - ходьба указательным и средним пальцами.

«На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка».

Руки - соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец.

Язык - улыбнуться, открыть рот, кончиком языка упереться в нижние резцы.

Слайд 11

«Кошка глазки закрывает,

Кошка спинку выгибает».

Руки соединить в щепотку, опустить вниз.

Язык – выгнуть «горкой», упираясь кончиком языка в нижние резцы.

Слайд 12.

Такие игры позволяют ребёнку последовательно и легко передать содержание упражнения.

Я считаю, что, поскольку сопряжённая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ! А вы, уважаемые коллеги, как думаете? Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх