Льготы и пособия при рождении четвертого ребенка. Льготы и пособия при рождении четвертого ребенка О 4 ребенке

Первые три месяца, когда происходили отладки в работе желудка, а вместе с ними и мучащие колики после приема пищи, уже позади. Настало время четвертого месяца - времени, когда в психологическом развитии малыша наблюдаются большие перемены. Какие навыки он приобрел за этот период? Что включает в себя развитие ребенка в 4 месяца?

Физические параметры

Младенец уверенно держит не только головку, лежа на животе, но и приподнимает грудь, опираясь на свои полуоткрытые ладошки. Угол между плечами и предплечьями, если его померять, в норме не будет больше 90 O. В четыре месяца кроха умеет удерживать головку вертикально минуту или больше.

Вес ребенка увеличится примерно на 500-600 грамм. Такая большая прибавка в весе объясняется небольшой двигательной активностью. С каждым последующим месяцем количество набранных грамм будет уменьшаться. Рост увеличится на 2 см.

Таким образом, в среднем в четыре месяца по этим двум показателям наблюдается следующая картина:

  • Вес составляет от 6 до 6,8 кг;
  • Рост от 62 до 65 см.

Не стоит переживать, если вес новорожденного не совпадает с общепринятыми нормами и таблицами. В серии этих статей уже обращалось внимание на индивидуальность развития детей, а также способ их вскармливания. Тревожными признаками можно считать только слишком маленький набор веса (или очень большой перебор).

Сон

Остается высокой потребность во сне. В четыре месяца дети спят по 16 часов в сутки, из которых 10 приходится на ночной сон. Остальные часы распределяются между тремя дневными снами. Некоторые младенцы к этому времени дают возможность своим родителям отдыхать всю ночь, но в большинстве случаев маме все же приходится раза два просыпаться для ночного кормления.

Если режим дня ребенка в 4 месяца установлен, проблем с отхождением ко сну не будет. Рекомендуется укладывать малыша на ночь с 7 до 9 часов вечера. Если ребенок плохо спит , следует проанализировать ситуацию. На плохой сон могут влиять следующие факторы:

  1. Позднее отхождение ко сну. Переутомившийся ребенок сложно засыпает и встает раньше обычного.
  2. Ребенок постоянно капризничает. Причиной может быть прорезывание зубов или затянувшиеся проблемы с животиком, обостряющиеся к вечеру. Если малыш стал капризным, сходите к педиатру.
  3. Нет ритуала отхождения ко сну, или он нарушен. Сюда включаются одни и те же последовательные действия, настраивающие ребенка на сон: ванна, чтение любимой книжки, колыбельная.
  4. В кроватке много отвлекающих деталей. Игрушки, находящиеся в спальном месте, сохраняют активность крохи, а не способствуют засыпанию.

Капризы перед сном нельзя оставлять без внимания, следует искать причину

Питание

У деток, которые вскармливаются исключительно грудным молоком, питание остается без изменений. Через материнское молоко малыш получает все необходимое для роста и развития, так что до 6-ти месяцев ни в каких прикормах нет необходимости.

Нужно ли давать младенцу воду? Считается, что с молоком он получает достаточно жидкости и не может испытывать жажды. Но строгих правил нет. Если вы предлагаете грудничку попить и он не отказывается, то, конечно, допаивать стоит, тем более, если на улице жара. Обезвоживание в этом возрасте очень опасно.

В процессе кормления кроха начинает пробовать мамину грудь «на зубок». Хотя самих зубов еще нет или только прорезываются передние, сжимание соска деснами весьма болезненно и неприятно для мамы. Не бойтесь отучать кроху от подобных действий: испуг со стороны матери, вскрик помогут ему осознать, что вам больно. Если это не помогает, можно добиться, чтобы сжимание соска ассоциировалось с неприятными ощущениями и для него. Например, рекомендуется пальцами закрыть ему на несколько секунд носик: так и он поймет, что неправильно поступает, и освободит сосок «из плена».

Питание ребенка в 4 месяца включает еще одну особенность: крохе свойственно отвлекаться во время кормления, смотреть по сторонам. Отнеситесь к этому снисходительно: он вовсе не отказывается от груди, а просто боится пропустить что-то интересное.


Грудное молоко перекрывает в этом возрасте все потребности ребенка

Питание 4-месячного ребенка, находящегося на искусственных смесях, несколько отличается. За сутки получается около 6-7 кормлений, что по объему составляет почти 1 литр. Иногда возникает необходимость в раннем прикорме, но это, скорее, исключение из правил, чем норма. Если педиатр дает совет кормить ребенка «взрослыми» продуктами, лучше всего начинать с каш.

Некоторые считают, что в рацион младенца чуть ли не с месяца должны входить соки, а с четырех - овощные пюре, яичный желток. Однако помните, что соки содержат кислоты, абсолютно не нужные в этом возрасте для развивающегося детского пищеварительного тракта. То, что они есть в продаже с пометкой «с трех месяцев», говорит, скорее, о маркетинговом ходе, продвигающем ту или иную продукцию, чем о заботе. Пользу от яичного желтка сложно заметить, а вот вред в виде высыпаний и дерматитов - вполне. Поэтому не стоит спешить, всему свое время.

Купание и прогулки

Купание, как и прежде, приносит массу удовольствия, только теперь во время процедуры малыш активнее размахивает ручками и ножками, радостно гулит. Купание с игрушками приносит особое удовольствие.

В режим ребенка стоит включать ежедневные прогулки на свежем воздухе, не меньше 2-х часов в день. Причем гулять нужно в любую погоду.

Основные навыки

  1. Перевороты с животика на спинку или бочок происходят легко и непринужденно.
  2. Малыш приподнимается на руках, умеет хорошо держать голову.
  3. Ползает на животе по-пластунски за понравившейся ему игрушкой.
  4. Если поддерживать его за подмышки, можно увидеть, как малыш упирается пальцами ног о поверхность и оттолкнется от нее.
  5. Уже отсутствует гипертонус рук (на ногах еще может присутствовать).
  6. Садится с положения лежа, когда его подтягивают за ручки. Это движение можно использовать как элемент зарядки, но полноценно высаживать пока еще нельзя ввиду неокрепших мышц спины.
  7. Хорошо удерживает игрушку в руке, знает, как погреметь ею.
  8. Пальцы во рту - привычное явление.
  9. Во время кормления кроха держит мамину грудь.
  10. Он уже хорошо воспринимает яркие цвета, особенно желтый и красный. Но игрушки не должны быть перенасыщены по цветовой гамме. Три-четыре цветных компонента на одну игрушку - вполне достаточно. В этом возрасте малыш не просто видит, он провожает движущийся предмет взглядом.
  11. Кроха поворачивает голову следом за источником шума, речи, узнает родных по голосу. Если он слышит ритмичную музыку, может покачивать головой в такт. Развивайте чувство ритма, хлопая перед малюткой в такт музыке в ладоши.


Хорошее упражнение для 4-месячного младенца

Особенности психоэмоционального развития

Умения крохи связаны не только с его физическим развитием, перемены наблюдаются и в других областях его жизни:

  1. Навыки общения. При виде мамы или кого-то из близких малыш оживляется, дарит улыбку, активно дергает ручками и ножками. Гуление становится все более отчетливым, хорошо слышны открытые гласные «а», «о», улавливаются звуки, похожие на согласные «м», «п», «б». Реагирует на свое имя.
  2. В 4 месяца кроха способен выражать целый спектр эмоций: радость, обиду, страх, любопытство.
  3. С большим интересом происходит изучение собственного тела. Ребенку нравится трогать свое лицо, ножки, смотреть на себя в зеркало.
  4. Прослеживается способность устанавливать причинно-следственные связи. Например, при виде маминой груди кроха замирает в ожидании, понимая, что сейчас будет кормление.
  5. Первая реакция на незнакомых людей - настороженность. Далее она переходит либо в плач, либо в принятие незнакомца с любопытным рассматриванием. Если мама видоизменяется, к примеру, покрасила волосы, кардинально подстриглась, надела очки или шляпу, малыш может не узнать ее.


Рассматривание себя в зеркале - очень интересное занятие

Игры с малышом

Занятия с ребенком должны включать игры, развивающие мелкую моторику и навыки общения.

  1. «Ладушки»: мама садит малыша на колени, показывает как хлопать в ладоши и проговаривает стишок: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки...». Такая игра помогает раскрыться ладошкам в полной мере.
  2. «Сорока-ворона». Эта игра предусматривает круговые движения пальчиком по центру ладошки, что благотворно сказывается на работе желудочно-кишечного тракта.
  3. «Идет коза рогатая» также приносит радость малышам, вызывая у них смех.

Итак, в 4 месяца поведение ребенка становится все более осмысленным, доставляя радость окружающим родственникам и родителям. Поскольку малыш умело переворачивается, приобретает навыки ползания, его ни в коем случае нельзя оставлять одного, даже на большой кровати. В следующий месяц вам предстоит наблюдать еще большие свершения и маленькие победы на пути развития малыша.

Этот возраст называют самым капризным и травматичным в развитии детей. В 1 год 4 месяца ваш малыш переменчив, как ветер в мае, поэтому наберитесь терпения и очень внимательно следите за своим ребенком.

Физиологические параметры ребенка в 1 год 4 месяца: вес, рост малыша

  • Рост. Для мальчиков оптимальным считается в районе 78 см. Средний рост девочек в этом возрасте чуть больше 80 см.
  • Вес. Девочки этого возраста весят в среднем 10,6 кг, мальчики немного больше — 11.3 кг.
  • Окружность головы — 45,6-48,9 см, груди 47,3-53,1 см.
  • Зубы . По общепринятым нормам, в этом месяце появляются верхние клыки, а также начинают прорезываться первые коренные зубы.

Считается, что клыки прорезываются наиболее тяжело, поэтому запаситесь успокаивающими гелями, прорезывателями и крепкими нервами.

Что умеет ребенок в 1 и 4: навыки малыша в 1 год 4 месяца

Дети этого возраста полны энергии и жизнерадостности. Очень важно ребенку, кроме возможности попрыгать и побегать, удовлетворить эмоциональное любопытство и сенсорную жажду. Пусть малыш изучает окружающий мир, используя все органы чувств, и трогает, изучает предметы на вкус и ощупь.

Что умеют дети к этому возрасту

  1. Ребенок уже самостоятельно встает, ходит, придерживаясь за опору, садится и поворачивается в разные стороны.
    Особо можно отметить умение малыша ходить по лестнице: подниматься и спускаться, придерживаясь за руку взрослых или перила. Кроме того, он демонстрирует попытки залезать на стулья, кресла, диваны.
    В этом возрасте в разы возрастает риск получения травм, поскольку движения малыша не скоординированы, а страх перед падением отсутствует.
    Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра даже на несколько минут!
  2. Дети начинают довольно уверено держать ложку в кулачке, пытаются самостоятельно есть, пить из кружки.
    Запаситесь терпением и слюнявчиками. Дайте малышу возможность самостоятельно есть густые продукты — пюре, творожок, кашу.
  3. Малыш уже умеет выполнять несложные действия — поднимать руки вверх, вперед, отводить за спину, в стороны, вращать кистями, шевелить пальцами. Делать эти действия он может как самостоятельно, так и по просьбе взрослых.
    Кроме того, считается обязательным умение выполнять просьбы взрослых «Покажи. Принеси. Дай.»
  4. Ребенок эмоционально реагирует на разные ситуации: расставание с родителями, возвращение с прогулки, приход бабушки и т. п.
  5. Дети этого возраста выговаривают 4-10 слов , знают названия животных, фруктов, овощей, частей тела, предметов обихода.
  6. Совершают с игрушками определенные действия , играют в простые сюжетные игры: умеют насыпать в ведерко песок, могут перелить воду, покормить игрушки, укачать куклу.


Чем кормить и как ухаживать за малышом в 1 год 4 месяца : уход и рацион питания ребенка

Что касается гигиенического ухода в этом возрасте, можно отметить, что отпадает необходимость часто мыть малыша, так как он уже реже «ходит в туалет», а некоторые к этому времени вообще » дружат» с горшком.

В остальном всё, как обычно:

  • утреннее умывание;
  • чистка зубов;
  • вечерние водные процедуры.
  • дневной сон — 2-3 часа;
  • обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.

В этом возрасте у малышей развивается навык чистоплотности. Они начинают сами вытирать руки, когда испачкаются, могут попросить помыть.

Очень важно соблюдать режим дня. Для преодоления происходящих с малышом изменений ему необходима уверенность в стабильности событий.

Режим дня дает ребенку чувство постоянства и успокаивает.

Можно постепенно переходить на четырехразовое питание. Пятое кормление в виде молока или кефира стоит сохранить для детей с плохим аппетитом. Но не желательно настаивать в те ситуациях, когда ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на четырехразовое питание.

Примерный размер порций на каждый прием пищи

Блюда готовятся пока еще преимущественно в пюреобразном и рубленом виде. Но постепенно в рацион малыша добавляется более плотная пища и все больше кусочков, чтобы развивать навыки пережевывания.
У детей этого возраста уже есть свои предпочтения в еде — любимые и нелюбимые блюда. Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка, но не идите у него на поводу.

Меню для ребенка в возрасте 1 год и 4 месяца на неделю

Предложенные блюда можно взять за основу, в качестве общего руководства.

Важно менять меню малыша, чтобы блюда не повторялись больше двух раз в неделю.


Речь и психология развития детей в 1 год и 4 месяца: общение и эмоции малыша

В этом возрасте детская речь начинает принимать осмысленную форму. Малыш уже умеет произносить простые, легкие слова, которые относятся к той или иной ситуации. Например, увидев кошку, кроха может сказать «Киса» и указать на животное.

  • Словарный запас у ребенка в 1 год 4 месяца сильно колеблется. У одного это может быть всего 10 слов, у другого же более 50-ти.
  • Стимулируйте развитие речи у крохи чтением вслух стихов, поскольку рифмованные строчки воспринимаются легче.
  • Выбирайте для чтения яркие иллюстрированные книги. Они помогают усваивать информацию не только на слух, но и визуально.
  • Во время чтения поощряйте попытки малыша произнести какое-либо слово, при этом указывайте на изображение, к которому это слово относится.

На этом этапе значительно расширяется спектр эмоций:

  • малыши радуются, когда у них что-то получается и расстраиваются, если терпят неудачу;
  • пытаются согласие или несогласие выражать мимикой и жестами;
  • реагируют по-разному на знакомых и незнакомых людей.

Особенностью этого возраста является способность «заражаться» эмоциями и чувствами — кроха может заплакать или засмеяться «за компанию». Дети:

  • удивляются новому и пугаются неожиданных действий;
  • легко переключают внимание с одного на другой предмет.

Всё больше становится заметна разница между мальчиками и девочками в поведении и эмоциональном плане. Мальчики более самостоятельны и независимы, меньше реагируют на эмоции окружающих. Девочки более восприимчивы, чаще плачут, любят сидеть на руках или обниматься.

Чем занять малыша в 1 год и 4 месяца: развивающие занятия и игры для ребенка

Игры малыша в этом возрасте носят подражательный характер — они очень любят повторять за родителями все, что те делают. Поэтому запаситесь игрушечной посудой, веником, утюгом и другими подобными игрушками, которые помогут ребенку почувствовать себя взрослым.

Правильно подобранные развивающие игры сделают досуг ребенка насыщенным и интересным.

  1. С большим удовольствием детки сейчас занимаются играми, развивающими мелкую моторику, а значит, и речевые центры. Например, разнообразные мозаики с крупными и яркими элементами. Также пользуются популярностью разнообразные шнуровки и яркие конструкторы с цепляющимися детальками.
  2. Самая простая, доступная и увлекательная игра — нанизывание бусин или пуговиц на леску или безопасную проволоку.
  3. Отличными игрушками будут пирамидки и стаканчики разной величины и цветов, вставляющиеся друг в друга.
  4. В этом возрасте можно уже обращать внимание малыша на более сложные развивающие игры: простые лабиринты, фигурки с вкладышами, игры связанные с перекладыванием или пересыпанием всевозможных предметов.

Девочки и мальчики этого возраста отдают предпочтение разным игрушкам и играм.

  • Мальчики предпочитают более активные, с мячом и машинками, но при этом меньше времени проводят, сосредоточившись на каком-либо занятии.
  • Девочки же любят больше заниматься мелкими предметами и сюжетные игры: убирают дом, кормят кукол, лечат зверей.

На этом этапе можно начинать играть в развивающие игры на изучение окружающего мира: цвета, формы, свойства предметов: большой — маленький, мягкий — твердый, гладкий — шершавый и т. п.

В этом возрасте дети не осознают необходимости делиться игрушками и не желают ждать даже минуту. Психологи советуют в таких случаях переключать внимание малыша на другой предмет или занять его простой игрой, например, развлечь его пальчиковыми играми.

Только не переусердствуйте с развивающими играми, чтоб ребенок не утратил познавательный интерес.

Предоставляется на детей в возрасте до 18 лет малообеспеченным семьям (среднедушевой доход в которых на дату обращения не превышает величину прожиточного минимума, установленную Правительством Москвы в среднем на душу населения).

Право на пособие подтверждается ежегодно путем представления в период с 1 января по 30 сентября документов о доходе членов семьи за истекший календарный год (по форме 2-НДФЛ, для индивидуальных предпринимателей – 3-НДФЛ). Документы о доходе могут быть представлены в любой удобной для получателя форме (при личном посещении, через органы почтовой связи либо по электронной почте в виде электронных образов).

Размер:

на каждого ребенка 0-3 года – 10 000 руб .

на каждого ребенка 3-18 лет – 4 000 руб .

Способ подачи заявления/запроса:

В Управление социальной защиты населения города Москвы (далее – УСЗН)

В Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы (далее – Портал)

Необходимые документы

– запрос (заявление) на предоставление государственной услуги;

– документ, удостоверяющий личность заявителя, с отметкой о регистрации;

– документ, удостоверяющий личность второго родителя (при наличии), с отметкой о регистрации;

– свидетельство о рождении ребенка (с согласия заявителя, может быть запрошено УСЗН самостоятельно) или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства);

– документ о регистрации ребенка, на которого предоставляется государственная услуга, по месту жительства в городе Москве, а именно один из следующих: единый жилищный документ (с согласия заявителя, может быть запрошен УСЗН самостоятельно); домовая книга/выписка из домовой книги (с согласия заявителя, может быть запрошена УСЗН самостоятельно); копия финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения (с согласия заявителя, может быть запрошена УСЗН самостоятельно); справка, выданная организацией, имеющей жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.д.). Заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие факт регистрации по месту жительства в городе Москве ребенка, на которого предоставляется государственная услуга.

– свидетельство об установлении отцовства (при наличии) (с согласия заявителя, может быть запрошено УСЗН самостоятельно);

– свидетельство о заключении брака (при наличии) (с согласия заявителя, может быть запрошено УСЗН самостоятельно);

– документ, подтверждающий фактическое проживание ребенка в Москве (при отсутствии регистрации по месту жительства в Москве у одного из родителей и (или) ребенка);

– справка с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи за шесть последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи запроса;

– выписка из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы);

– справка из органа социальной защиты населения по месту жительства в другом субъекте Российской Федерации о том, что государственная услуга по месту жительства второго родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) не предоставлялась (с согласия заявителя, может быть запрошен УСЗН самостоятельно);

– при отсутствии у родителей (усыновителей) либо одного из них доходов дополнительно представляются документы, подтверждающие уважительные причины отсутствия доходов, а именно один из следующих:

1) справка из органа государственной службы занятости населения города Москвы о признании одного или обоих родителей (усыновителей) безработными (для лиц, занятых поиском новой работы, обратившихся в органы государственной службы занятости населения города Москвы в течение трех месяцев после увольнения) (с согласия заявителя, может быть запрошена УСЗН самостоятельно);

2) документ, подтверждающий родственные отношения родителя (усыновителя) с лицом, за которым осуществляется уход (для заявителей, занятых уходом за членом семьи, являющимся инвалидом 1 группы, лицом, достигшим возраста 80 лет, или престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения, и получающих ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с федеральным законодательством, а также для лиц, занятых уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет);

3) справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о получении родителем (усыновителем) ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы, лицом, достигшим возраста 80 лет, или престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения (для заявителей, занятых уходом за членом семьи, являющимся инвалидом 1 группы, лицом, достигшим возраста 80 лет, или престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения, и получающих ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с федеральным законодательством) (с согласия заявителя, может быть запрошена УСЗН самостоятельно);

4) справка с места работы о нахождении в отпуске без сохранения заработной платы (для заявителей, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы свыше трех месяцев);

– документ, подтверждающий факт отсутствия второго родителя (в случае обращения в качестве заявителя единственного родителя), а именно один из следующих документов:

1) справка об основании внесения в свидетельство о рождении ребенка сведений об отце (матери) ребенка;

2) свидетельство о смерти второго родителя (с согласия заявителя, может быть запрошено УСЗН самостоятельно);

3) свидетельство о расторжении брака (с согласия заявителя, может быть запрошено УСЗН самостоятельно);

4) свидетельство об установлении отцовства (с согласия заявителя, может быть запрошено УСЗН самостоятельно);

5) вступившее в законную силу решение суда о признании второго родителя безвестно отсутствующим; – документ, подтверждающий права лица, заменяющего родителей (в случае обращения в качестве заявителя опекуна или усыновителя ребёнка), а именно один из следующих:

1) решение (выписка из решения) об установлении над ребенком опеки (попечительства) (с согласия заявителя, может быть запрошено УСЗН самостоятельно);

2) вступившее в законную силу решение суда об усыновлении (удочерении) ребенка (детей) либо свидетельство об усыновлении (удочерении);

– оригинал и (или) заверенная в установленном порядке копия документа, подтверждающего изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества, при несоответствии фамилии, и (или) имени, и (или) отчества в документах данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность заявителя (второго родителя) (с согласия заявителя, может быть запрошен УСЗН самостоятельно).

Для получения статуса “малоимущая” также важно соответствовать критериям Постановления Правительства Москвы от 28.12.2016 № 954-ПП «О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченной) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям».

При отсутствии документов о доходе без уважительной причины пособие не назначается и не выплачивается.

Малоимущими считаются семьи, уровень имущественной обеспеченности которых не превышает уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки и среднедушевой доход на дату обращения не превышает величину прожиточного минимума, установленную Правительством Москвы в расчете на душу населения (закон города Москвы от 03.11.2004 № 67 «О ежемесячном пособии на ребенка»). Кроме того, эти семьи должны соответствовать , введенных с 1 января 2017 года (Постановление Правительства Москвы от 28.12.2016 № 954-ПП «О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченной) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям»).

Малыши четырех лет большие непоседы. Им все интересно, везде нужно «сунуть свой носик». И успеть сделать все «важные» дела. Но, к сожалению, время ограничено.

Детки к этому возрасту частенько отказываются спать днем, потому что окружающий мир так интересен, и нужно успеть, все узнать о нем. Все остальное остается на втором плане. Детки сами занимают себя, знают ответы на все вопросы, которые им задают взрослые. Детки тянутся к окружающим, расширяют круг общения, постоянно знакомятся, а привязанность к родителям постепенно уменьшается.

Стоит отметить, что им по-прежнему нужно много внимания в семье, с детками нужно общаться на любые интересующие их темы, заниматься чем-то вместе, всей семьей.

Если в 3 годика малышу не очень хочется в садик собираться, то к четырем – четырем с половиной годам он туда уже «летит», ведь там много друзей и воспитатель, которого ребенок уже успел полюбить. Уже сейчас у детей часто возникают симпатии друг к другу и первые настоящие друзья.

Основы физического развития

Рост малыша сейчас составляет 100 – 110 см. Вес – 15 – 20 кг. Если вы попадаете в эти показатели, значит, все в порядке. Наличие небольших отклонений списываются на индивидуальные особенности организма, не нужно по этому поводу переживать, но проконсультироваться с педиатром все же стоит для того чтобы избежать возможных заболеваний.

Одной из глобальных проблем растущих деток на сегодняшний день является ожирение. К нему приводят следующие факторы:

  • неправильное питание;
  • перекармливание;
  • недостаточная физическая активность;
  • наличие сопутствующих заболеваний.

Важно принять к сведению, что высокий и худощавый малыш не всегда страдает гипотрофией или чем-то другим. Родители всегда должны наблюдать за своим малышом, следить за его активностью, держать под контролем режим питания и сна.

Навыки, умения

Словарный запас малыша сейчас состоит примерно из 1000 слов, из которых он уже умеет составлять сложные предложения.

Малыш уже должен понимать и отличать одушевленное существо и не живой предмет.

Знает, для чего предназначен каждый предмет, находящийся в поле видимости и каждое живое существо.

Может рассказать об их строении.

Малыш к четырем годам развивает способность находить нужный предмет по его точному описанию, ориентироваться во времени и пространстве, отличать один предмет и множество.

Детки уже знают о многих профессиях, с охотой рассказывают о них, представляют, кем будут, когда подрастут, объясняют почему.

К 4 – 4,5 годам кроха знает, как его зовут, свою фамилию и сколько ему лет, может рассказывать основную информацию о близких родственниках.

Сейчас у малышей отлично развивается память, они ловят все на лету, поэтому их уже сложно обмануть.

Дополнительная информация. Ребенок все так же очень много играет. У него появляются пристрастия к определенным играм, в которые он может играть очень долго.

Социальная адаптация

У детей четырех лет уже есть друзья, любимые животные и родные, которым они особенно рады. Они выражают протест, если с кем-то не хотят общаться. Появляются предпочтения в одежде, формируется вкус, когда мама уже не может заставить одеть что-то просто так, а нужно разыграть для этого целую сцену, все только потому, что малышу перестала нравиться эта вещь.

Детки становятся все менее эгоистичными, чаще делятся с окружающими. Им нравится дарить маленькие сувениры друг другу. Но родительское внимание и покровительство родителей, их сильное плечо – это остов, на котором все держится при формировании характера малыша. Не нужно бросать занятия с ребенком, важно слушать его мнение, учить кроху идти на компромиссы, которые устраивают обе стороны.

Когда я имею неосторожность признаться в том, что мечтаю о четвертом ребенке, многие смотрят на меня так многозначительно и грустно, что я как будто вижу, как они вертят пальцем у виска: «Ну не дурочка ли? Ты хоть этих¬то доведи до ума!»
В Библии написано: «Наследие от Господа - дети; награда от Него - плод чрева» [Пс. 126:3], и я всегда считала, что дитя - это радость и благословение. Но уже начинаю сомневаться: может, правы другие, а не я, и дети в наше время, действительно, большая роскошь, которую не всякий может себе позволить? Возможно, трое - это и так чересчур?

Со всех сторон меня пугают: «А накормить, а одеть, а дать образование? !» Это и есть «довести до ума». По крайней мере, в нашем обществе. Я согласно киваю головой и уже не решаюсь заикнуться о том, что меня, прежде всего, волнует совсем другой вопрос.

Все люди, как известно, разные, и мои дети - не исключение.
У каждого ребенка свой характер, интересы и потребности. Потом, когда они подрастут, появятся личные печали, стремления и неудачи, которые будут и моими. По большому счету, трое - не так уж много.

  • Но как стать каждому из них верным другом, мудрым советчиком, уютным и надежным причалом? Как понять и охватить их души?
  • Как вместить в себя, взрослую и уже такую далекую от детства и юности, их первые серьезные переживания, обиды, мечты? Как не оттолкнуть их суровой строгостью и не избаловать чрезмерной опекой?
  • Как вложить в маленькие сердца благородные истины, которые помогут им уверенно и безбоязненно идти по этой жизни? Как защитить доверчивые души от капканов и соблазнов, которыми изобилует современная действительность? Как вырастить из них просто хороших людей?
На фоне этих глобальных «Как?» материальные проблемы отступают на второй пла н. Вернее, не сами проблемы, а то, какое значение мы им придаем. Нет, я прекрасно понимаю, что детям нужны витамины, игрушки и развлечения, что они будут ходить в детский сад и школу, и, может быть, нередко болеть. Никуда не денешься от печального факта: в этом мире за все надо платить, и чем больше детей, тем больше расходов.

«Интересно, на что она рассчитывает?» - возможно, подумает кто¬то. Слава Богу, у меня есть право надеяться на верного и любящего Опекуна, который говорит: «Не беспокойтесь о том, что для жизни вам пища нужна и для тела - одежда. Ведь жизнь важнее еды и тело важнее одежды» [Лук. 12:22-23]. «Посмотрите, как растут лилии: они не трудятся, не прядут. Но… сам Соломон, при всем своем блеске, не одевался так, как любая из них. И если полевую траву, которая сегодня есть, а завтра брошена в печь, Бог так одевает, то уж вас¬то тем более, маловеры! И вы не думайте о том, что вам есть и что пить, и не заботьтесь об этом. Потому что … ваш Отец знает, что вы имеете нужду в том… Стремитесь к одному ¬ к Его Царству, а все остальное Он даст вам в придачу» [Лук. 12:27-32].

Не правда ли, прекрасное обетование? Но «в придачу» вовсе не означает, что надо праздно ожидать Божьих даров. Времена манны небесной давно миновали, и даже за это чудо Господь вместо благодарности получил от израильского народа одни упреки.
Сегодня мы вынуждены очень много трудиться, чтобы иметь возможность купить даже самые необходимые вещи. С утра до вечера - работа, дети, домашние хлопоты… Где уж тут до духовных ценностей! В основном они определяются зыбкими понятиями «можно» и «нельзя»

. Главное место в нашей жизни занимают финансовые заботы . Это закономерно и вполне понятно. Но, извините, ведь человеческая жизнь не сводится к бутерброду с красной икрой и фирменным кроссовкам! Ведь есть же в ней смысл, цель, радости и удовольствия, которые не заключаются в качестве еды, одежды и даже образования!

Конечно, иметь все это в полной мере очень даже желательно, однако шикарный дом и счет в банке не гарантируют душевного удовлетворения. Думаю, именно это имел в виду Христос, когда говорил: «Не хлебом одним будет жить человек…» [Мф. 4:4]. Диоген, например, жил в бочке и был вполне доволен. Я не призываю к крайностям, просто хочу сказать, что не надо делать материальное благосостояние краеугольным камнем нашего существования. Оно того не стоит.

Гораздо более ценными в итоге оказываются внутренние мотивы, которые руководят поступками людей . Это глубокие убеждения и нравственные нормы, привитые с детства. Но что¬то я не слышу от современных детей старых добрых разговоров о больной собачке, которую они накормили; или о закадычном друге, с которым можно отправиться на край света. То, чем озабочены наши дети сегодня, отнюдь не радует: «А у моей мамы мобилка круче, чем у твоей!», «А у нас есть DVD, а у вас нет!», «У них в доме две маленькие комнаты и кухня. Как можно там жить?!», «Эта девочка бедная, потому, что она ходит в школу в одном и том же свитере».
Ни одной из этих фраз я не выдумала . Страшно и больно за юные души, которые в таком нежном возрасте уже настолько порабощены «тленным и преходящим». Не потому ли, что оно очень ценно для нас? Ведь это мы, взрослые, встречаем по одежке, ищем «связи» и ставим свою работу превыше семьи, потому что «надо же как¬то жить». А дети видят. И учатся. И подражают. И выходит, что значим прежде всего не человек, а то, что можно от него получить; не родители, как таковые, а размер папиной зарплаты. А потом вдруг оказывается, что ради денег можно украсть, обмануть и даже убить.

В Библии так много всевозможных Божьих обещаний, а от человека требуется всего лишь одно: верить и слушаться Господа. Он дает и средства для существования, и мудрость для воспитания детей, чтобы они были, действительно, наградой и благословением для нас.

Когда в ответ на вопрос о будущем моей семьи я отвечаю: «Господь усмотрит», подруги отводят глаза в сторону. У них есть тысяча доводов в защиту своей позиции, а у меня - лишь один. Бог не умеет лгать, нет у Него такой привычки. Он всегда выполняет свои обещания. И многодетные матери, доверяющие Ему, лучше всех знают это! Да и другие знают. Ведь не на небесах, а на земле придумали пословицу: «Бог дал ребенка, даст и для ребенка». Я убедилась в этом на собственном опыте и знаю очень много людей, которые уверенно подтвердят эту истину. Хотите расскажу?
Когда на УЗИ сказали, что у меня будут двойняшки, мой муж был в ужасе. Он восклицал: «А если девочки? Как я вас всех обеспечу?!» Я отлично понимала его переживания, так как мы уже имели семилетнего сына, но твердо отвечала: «Господь позаботится, потому, что я молюсь об этом». «А если не позаботится?!» - в отчаянии вопрошал супруг. Что я могла сказать? На тот момент я уже научилась доверять Богу и знала, что Он не оставит нас без помощи и поддержки.

Так и случилось. И мы, и дети живем, выражаясь языком нашего мира, «не хуже других ». Но за всем, что мы имеем, я вижу нежную Отцовскую опеку. Мой дорогой супруг давно успокоился и сейчас не отдаст наших девчонок и сына за все блага земные. Да и какими сокровищами можно заплатить за счастливые улыбки матери и ребенка?
Не знаю, убедила ли я кого¬нибудь. Для меня вопрос не в колбасе и хлебе с маслом, и даже не в высшем образовании. Времена могут быть разные. Доходы - тоже. Но я знаю, что Бог не изменяется и не изменяет. И это в Его книге написано: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» . Иногда Господь совершает настоящие чудеса, если мы приглашаем Его участвовать в нашей жизни.
Знаете, у многодетных семей обычно нет дворца, машины и даже много денег - нет. Но Бог свят и истинен, и обещания Его верны. Я не боюсь за будущее своих детей. Ведь дело не в том, сколько и чего даст Господь, а в том, насколько мы Ему доверяем.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх